Ключевые компетенции на уроках физической культуры. Понятие и виды. Автор презентации: учитель физической культуры МОУ «СОШ 3 г.Ершова Саратовской области» Иванова Ольга Юрьевна
Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников! Поэтому, наша задача наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.
Компетенции - это знания, умения, опыт в области «физическая культура». Мы, учителя, должны все это передать своему ученику. Это относится не только к его физическим способностям, но и умению вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.
Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
Деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач: формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков; развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся; воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности; формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта; воспитание моральных и волевых качеств; развитие опыта межличностного общения.
На уроках физической культуры формируем следующие компетенции: ключевые (формирование воли к победе ); общекультурные; социальные (спортивные игры как средство развития социальной компетенции ); учебно-познавательные; личностные; информационные; коммуникативные; самообразовательные; компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно-адаптивные, организационные (режим дня), двигательно-кондиционные, двигательно-прикладные, спортивно- рекреативные.
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Общекультурная Познание культурно- исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества. Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Учебно- познавательная Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности. Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом.
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Коммуникативная Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам. Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно- оздоровительные технологии.
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом. Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха.
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Личностная Владение приёмами самореализации; личное и жизненное самоопределение. Владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма.
В основу программы деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития. Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.
Коммуникативная компетенция. Она включает: знание необходимых языков; способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь: представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.
Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Личностная Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний. Комплексы лечебной физической культуры. Оказание первой помощи при травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.
Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Социальная, компетентность в оздоровительно- реабилитационной деятельности Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания. Комплексы профессионально- прикладных физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности. Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни.
Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Учебно- познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний Обогащение двигательного опыта профессионально- прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. Общая и прикладная физическая подготовка. Владение способами двигательной деятельности. Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности.
Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Общекультурная, личностная Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Использованные ресурсы: html