Автор Скворцова Т, Н., учитель литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области
Идейно-художественный анализ произведения План: 1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране / мире, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного произведения (если известна). 2. Жанр произведения. 3. Сюжетно-композиционные особенности (про что это произведение, кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию, развязку. Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть). 4. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте). 5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ). 6. Характеристика героев произведения (их имена, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении? ) 7. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении? с какими чувствами, с каким настроем он это делает?). 8. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности языка данного произведения: устарешие/заимствованные/жаргонные слова, для чего их употребляет автор; помогает ли речь героев раскрыть их характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), для чего это делается и др.).
I."Слово" "песнь", поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. II.Отрицается стихотворная природа памятника. "Слово" не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. III. Д.С. Лихачев считает, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю.
I."Слово" открывается небольшим вступлением. II.Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета. III.Поражение кульминация. IV.Действие переносится в Киев, столицу Русской земли. Автор вводит символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, "постоять за землю русскую", отомстить за "раны Игоревы". V.Лирический плач Ярославны, жены Игоря. Он предваряет развязку. VI.Развязка - бегство Игоря из плена и его возвращение. Патриотическая мысль соединяет все части в единое художественное целое.
"Слово о полку Игореве" посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев. Основная тема «Слова»: скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения. Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.
Пространство Время Место действия вся Русская земля. Кони ржут под Сулою, победы звенят в Киеве, трубы звучат в Новгороде-Северском, стяги стоят в Путивле... Здесь и Дунай ("девицы поют на Дунае"), и Волга, и Дон (воины Всеволода могут раскропить Волгу веслами, вычерпать Дон шеломами), Полоцк, Чернигов, Тьмутаракань. Автор называет отдельных ханов Кончака, Гзака, Кобяка. Два враждебных мира, два противоположных полюса "земля Русская" и "земля Половецкая". Два враждебных мира, два противоположных полюса "земля Русская" и "земля Половецкая". Широкое пространство действия объединяется гиперболической быстротой передвижения по нему действующих лиц. Всеслав, по выражению автора «Слова», хитростями подперся на коней и скакнул к городу Киеву и дотянулся копьем до золотого престола киевского. Отскочил от него лютым зверем. В полночь из Белгорода скрылся в синем облаке, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава. В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота.
Русская земля в "Слове" это и русский народ, русские ратаи (пахари), русские женщины и те "русичи"-воины, которые храбро сражаются с половцами и переживают разлуку с Русской землей. Не случайно горько и взволнованно звучит в "Слове" рефрен: "О Русская Земля, ты уже за холмом". Образы земледельческого труда, по замыслу автора, являются антитезой войне, созидание противопоставляется разрушению, мир войне. Уже редко "покрикивают" за сохою пахари, только голодные вороны каркают в поле, "трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь лететь на поживу". Автор хочет видеть Русскую землю единой, могучей, и необходимым условием для него является мир, прекращение усобиц, во время которых князья "сами на себя измену ковали. И сказал брат брату: это мое и то мое же".
Автор подчеркивает, что сама природа реагирует на княжеские междоусобицы. События жизни людей и изменения в природе тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Природа сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение, солнечное затмение предупреждает о неудаче похода, его сопровождают кровавые зори, вой волков, лай лисиц, клекот орлов. Свет солнца померк, ночь стонет грозой, тучи ползут к синему морю, никнут деревья от жалости, земля гудит, реки мутно текут.
Голос автора отчетливо слышен везде, в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе, именно он, автор, вносит в Слово и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения". Автор прославляет победу киевского князя над половцами, его идея выражена и в "золотом слове" Святослава. Оно перекликается со страстным призывом автора к князьям выступить "за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!" Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам "своего гнезда", "вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами".
В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В "золотом слове" князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: "В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю". Великий князь киевский Святослав с князьями
Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он "заворачивает" полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он "сокол", "солнце красное". Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, "как тяжко телу, кроме головы", так тяжко Русской земле "без Игоря". В знаменитом плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Князь Игорь. И Глазунов.
Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, "как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы". Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами "харалужными", скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском "золотом" престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации). Автор изображает его как богатыря народного эпоса. Всеволод, где только не появляется, "тамо лежат поганые головы половецкие".
Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. "А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна и Жля поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге... И зарыдал... Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской... Жены русские восплакались, причитая: Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться! Горе русских женщин
Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр "прилелеять" Игоря. "Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел?". В. Перов «Плач Ярославны»
Описание бегства Игоря из плена отражает сказочные мотивы: как в сказках герой обращается в животных. Подобно Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину, в былине о Вольге Всеславьевиче последний, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедей для своей дружины. Народного богатыря напоминает Всеволод буй - тур, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами. Подобно Илье Муромцу, Всеволод буй - тур сражается с врагами, и куда поскачет там лежат поганые головы половецкие. Оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, принимающие участие в судьбе обращения к ветру, к реке, к солнцу в плаче Ярославны
Основная идея "Слова" страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции. Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря ("О! Рыдать Русской земле") и его радости после возвращения князя из плена ("Солнце светит на небе, князь Игорь в Русской земле... Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь"
Феодальная символика. Меч (символ войны), стяг, копье, стремя. Выражение «понизить стяг» обозначало признать себя побежденным «испить шлемом воду из какой - либо реки» значило покорить земли на ее берегах. Народная поэзия. Образ дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущие от жалости травы, сравнения битвы с пиром, с жатвой. Близок к народному плачу плач Ярославны. В народных плачах постоянны обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые звучат и в плаче Ярославны. Сон Святослава полон народных поэтических символов. Созданию и восприятию реальной картины жизни того времени способствуют деловая, военная, феодальная, трудовая, охотничья лексика, описание воинских обычаев, а также использование символики. Автором воспроизводится бой, называются виды оружия (меч, копье, щит), воинские атрибуты (знамена, стяги, хоругви), упоминается о княжеских обрядах (постриг, посажение на коня) все это реальные факты русской истории, воссоздающие картины быта русского воинства и вообще феодального быта Древней Руси.
Найдите в тексте «златого слова» Святослава приёмы ораторской речи (риторические вопросы и восклицания, обращения, поучения молодым князьям) Какие поэтические приёмы, присущие лирическим жанрам, используются в плаче Ярославны? (олицетворения, сравнения, постоянные эпитеты) Какие художественные средства используются автором для создания поэтических образов? Работа с таблицей
Художественно- выразительные средства Примеры олицетворение Соловьиное пение «уснуло»; синие молнии «трепещут»; трава «никнет»; телеги «кричат», как лебеди; соловьи «щекочут», их песни «веселые», орлы «клекчут», лисицы «брешут», галки «говорят», кони «ржут», вороны «грают», туры «рыкают», сороки «втроскоташа», дятлы «тектом» поведают путь Игорю Гиперболы «девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве ». метафоры отрицательные метафоры («у Немиги кровавые берега не добром были засеяны засеяны костьми русских сынов»); славу можно «расшибить» и «притрепать»; тоска «разливается»; печаль «течет» посреди Русской земли; веселье «развеивается по ковылю»; болван тмутороканский; беда несется вслед за ним; спит гнездо бесстрашное Олега сравнения Сами скачут по полю волками; кличет Див, как половец в дозоре; (телеги) голосят, как лебеди в испуге контраст контраст книжных элементов стиля с народнопоэтическими. эпитеты «жемчужная» душа «теплые» туманы, «живые» струны, фольклорных эпитетах (чистое поле, острые мечи, каленые стрелы, синее море, черный ворон, красные девы; кровяные зори
Комплекс заданий к фрагменту...Гзак бежит серым волком, Кончак ему путь указывает к Дону великому... На другой день спозаранок Кровавые зори свет возвещают, Чёрные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, А в тучах трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям преломиться, Тут саблям побиться О шеломы половецкие На реке на Каяле, У Дона великого!...О Русская земля! ты уже за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы! Земля гудит, Реки мутно текут, Пыль поля покрывает, Стяги глаголют: Половцы идут от Дона и от моря, И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлёными щитами. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в бою, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечом булатным! Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, Там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калёными шеломы аварские тобою, Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве» )
1. Этот фрагмент «Слова о полку Игореве» по художественной форме близок к традиционному фольклорному жанру 1) притчи 2) былины 3) плача 4) сказки 2. В «Слове о полку Игореве» этот фрагмент повествует 1)о начале похода Игоревой дружины 2) о вещем сне Святослава 3) о бегстве Игоря из плена 4) о битве Игоря и Всеволода с половцами 3. Главной в этом фрагменте « Слова о полку Игореве » является тема 1)разобщённости русских князей 2) противопоставления войны мирному труду 3) воинской доблести русских воинов 4) неприятия любых военных походов 4. Какими качествами характера наделяет автор в данном фрагменте «Слова о полку Игореве» князя Всеволода? 1) мудрость и терпение 3) беспечность и весёлость 2) доблесть и сила 4) жестокость и упрямство 5. Какая строка данного фрагмента, пронизанная горестными интонациями автора, становится рефреном «Слова о полку Игореве»? 1) О Русская земля! ты уже за холмом! 2) Быть грому великому! 3) Идти дождю стрелами с Дону великого! 4) Половцы идут от Дона и от моря...
6. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создаёт художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, чёрные тучи с моря идут...», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает...»? 7. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова о полку Игореве» наделять явления природы или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют» и т. д. 8. Назовите средство художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком...» 9. Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве»: «сабли калёные », «мечи булатные»?
Поиски автора «Слова о полку Игореве» продолжаются уже второе столетие. Высказывается несколько предположений по данному поводу: Воин, участник похода Игоря. Монах-книжник (написал по словам участников похода) Сам А.И.Мусин-Пушкин. Князь Игорь (или его супруга Ярославна) Киевский боярин Пётр Бориславович. Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»). Д.С. Лихачев считает, что автор "Слова" участвовал в походе Игоря, поскольку живые картины похода отражаются в тексте: он создал памятник и сам записал его.
1. Продолжите работу с таблицей: выпишите художественно- выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы и др.) из текста «Слова…» 2. Домашнее сочинение. Темы: «Какую обложку к книге, где напечатано «Слово…», я бы нарисовал»; «Чем интересно «Слово…» современному читателю»; «Образ Русской Земли на страницах «Слова…»»
Древнерусская литература. - М.: Дрофа: Вече, Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия. М.; Просвещение, Лихачёв Д. Слово о полку Игореве - героический пролог русской литературы. - Ленинград: Художественная литература, «Слово о полку Игореве» / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. – М.; Л., – (Серия «Литературные памятники»). Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 9 кл. / Авт-сост. Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. - М.; Просвещение, 2004.