Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 35 Приморский край поселок Дунай Организация коррекционно- развивающей работы в условиях логопункта Выполнила:учитель-логопед Ушакова Наталья Александровна Выполнила:учитель-логопед Ушакова Наталья Александровна 2012 г.
Направления коррекционно- логопедической работы Диагностическое (выявление нарушений, разработка индивидуальных занятий) и контроль речевого развития; Коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности); Информационно-методическое.
Основные задачи учителя- логопеда на логопункте. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста; Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; Воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи; Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; Взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
Комплектование логопункта На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи: -Фонетическое недоразвитие; -Фонетико-фонематическое недоразвитие; -Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Общее количество детей: 20 – 25 воспитанников.
Организация деятельности Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком).
Программа коррекционного обучения для детей с нарушениями речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методики работы по автоматизации, дифференциации звуков Перегудова Т.С., Османова Г.А. «Вводим звуки в речь». Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. «Коррекция произношения звуков». Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки». Синицына И. «Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах».
Методики формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников. Гомзяк О.С. «Говорим правильно». Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».
Методики формирования звукослоговой структуры слова Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей».
Методики формирования навыков фонематического анализа и синтеза. Гомзяк О.С. «Говорим правильно»
Методики развития мелкой моторики. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика». Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги». Коноваленко В.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика».
Предметно-развивающая среда логопункта.
Артикуляционная гимнастика Мы сядем перед зеркалом И язычок «грибком» Или лошадкой цокает И губы «хоботком». Потом трещит моторчиком, Раз несколько подряд Веселая зарядка Для язычков ребят.
Развитие мелкой моторики в игровых приемах по автоматизации звуков.
Автоматизация звука - важный, но мало интересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом слогов, слов, предложений, текстов. Но если к этому процессу подключить ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ И ТАКТИЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ, дело пойдёт быстрее, так как это даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук.
Массажеры Су-Джок – «Колючий колобок».
Игровые упражнения в стихах. «Будь здоров!» Чтоб здоров был пальчик наш. Сделаем ему массаж. Посильнее разотрем. И к другому перейдем. (Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.) «Шарик пальчиком катаю» Шарик пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий шарик мой. Подружись сейчас со мной. (Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)
Массаж кистей рук и пальцев -Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: -Массаж тыльной стороны кистей рук -Массаж ладони -Массаж пальцев рук
Используемые игры для развития мелкой моторики при автоматизации звуков стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, а также совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективней её результат.
Список используемых источников Литература Архипова Е.Ф. Логопедический массаж. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, Источники иллюстраций Фотографии из личного архива.