Словари как средство развития речи младших школьников Учитель начальных классов МОУ ООШ 12 Ченчик Евгения Дмитриевна
Цели и задачи : 1. Ознакомление учащихся с основными положениями языкознания; 2. Формирование умений и навыков грамотного, безо 8 шибочного, осознанного письма; 3. Обогащение устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач); 4. Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
Основные словари современного русского языка Словари Энциклопедические Филологические (лингвистические) Двуязычные Одноязычные Толковые Аспектные
Владимир Иванович Даль
« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета ». К.Д.Ушинский
Мобилизующий этап. Цель: включение ребёнка в работу.
Мини-мотивационная часть. Даётся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова ( с помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться).
Отгадайте загадку: Кудрява, беловата, столб белёный, шапочка зелёная. берёза
Соберите слово из букв: пальто
Слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово? сапоги
Отгадайте ребус: + ки коньки
Что это? дорога [дарога]
ДОРОГА ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места.
Заимствовано в древнерусскую эпоху из греческого языка, где kosmos – мир, Вселенная, порядок.
Соотнесите фразеологические обороты с их значением. Сапоги каши просят. Быть под сапогом. Лизать сапоги. Сапоги всмятку. Стлаться под сапоги. Два сапога пара. Похожие люди, особенно по недостаткам. Чепуха, бессмыслица. Быть в полном подчинении у кого-либо. Заискивать, угодничать, унижаться. Продырявились, износились, требуют ремонта.
Итогом знакомства с новым словом может быть создание творческой работы
Введение словарей в букварный период
Система работы по активизации словаря младшего школьника Напиши несколько значений данных слов: Земля – Язык – Дорогой – Старый – Ножка - Подбери нужное слово: Подойти к Выйти из Спят в Вышли на Плывет по
Подбор синонимов к данному слову: Буря Воин Волшебник (чародей, солдат, ураган, маг, тайфун, боец) Найдите в пословицах близкие по смыслу слова: Скупой глядит –как бы другому не дать, а жадный глядит –как бы у другого отнять. Клевета и ложь – не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Подбери к данным словам антонимы: Вежливый ответ Правдивые слова Отнестись с доверием Насмехаться над человеком Жестокий поступок Объяснить значение фразеологизмов: Кот наплакал. Как кошка с собакой. Черная кошка пробежала (между кем- либо). Кошки скребут на душе. Играть в кошки –мышки. Тянуть кота за хвост.
График роста словарного запаса словарного запаса
«Речь –это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Н. И. Жикин