Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от знаний в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний? Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни... к жизни в мире, полном огромного объема информации. Все более очевидным становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогами, и школьниками современных информационных технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехники – как современных и эффективных средств обучения. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, путешествовать по городам и музеям.
Но все это сопровождается определенными проблемами со здоровьем как педагогов, так и школьников. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и видят решение ситуации негативного влияния нарастающей информатизации учебно- воспитательного процесса на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами. Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна. Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовка детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно- образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации я использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. В урок включаю зарядки-релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Зарядки-релаксации используются с различными видами движений, танцев, песен.
Пример зарядки: Оnе, оnе, оnе, all girls run! (Бегут девочки) Two, two, two, boys run too! (Бегут мальчики) Three, three, three, girls run to me! (девочки бегут к учителю) Four, four, four, boys touch the door! (Мальчики бегут к двери) Five, five, five, girls and boys, fly! (Все машут руками, изображая полет)
Ситуация: Объясни продавцу магазина, что ты хочешь приобрести. Расскажи другу о своей семье.
Песня - хороший вид релаксации, предоставляет возможность детям не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха использовать задорные, веселые, шуточные. Также на уроках я использую шутливые истории, материал преподношу нетрадиционно.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку.