Содержательное и организационно- педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы Педсовет Содержательное и организационно- педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы Выполнила: Урюпина Е. А. учитель начальных классов 1 квалификационной категории МОУ СОШ 3 Агрыз, 2011 г. Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Агрыз Агрызского муниципального района
Педсовет: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе с ними Возрастные особенности детей лет повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; ярко выраженная эмоциональность; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой. С,27
Индикаторы готовности к обучению в средней школе Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала Произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами); Умение планировать собственную деятельность, самостоятельно работать, осмысливать материал Развитая творческо-поисковая активность Способность к сотрудничеству Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками Ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления: образовательные программы и УМК; федеральный компонент государственного стандарта; организация учебного процесса; единые требования к учащимися; положительная мотивация к предмету; структура урока.с,226
Проблема преемственности обучения в школе Неполнота данных о выпускниках начальной школы Немотивированность учителей на изучение данных о выпускниках начальной школы Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах Несоответствие оценок реальным результатам обучения Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступление в противоречие с ранее изученным в начальной школе Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой или их отсутствие в средней школе Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе Рассогласование в сложности содержания образовательных программ Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-классе
Что вызывает стресс у пятиклассников? резкие изменения условий обучения разнообразные и усложнённые требования смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней
Трудности пятиклассников связаны со сменой социальной обстановки; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; отличием систем и форм обучения; различием требований со стороны учителей- предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.
НЕГАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ информационные перегрузки и большие домашние задания несовершенная организация учебной деятельности безразличие учителя в системе обучения рассогласованность требований учителей жесткость и неточность контрольно-оценочных действий учителя, низкий уровень психологической, валеологической компетентности педагогов недостаточная двигательная активность учащихся отсутствие системы здоровьесбережения школьника
Причины падения успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной школы в основную 1. Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно 1. Для среднего звена характерна деиндивидуализация, «обезличивание» в подходе к ученику учителем-предметником 2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования 3. Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику) 4. Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность, проблемную направленность
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации рациональное чередование видов деятельности : игра дидактическая, сюжетно-ролевая, имитационная, дискуссия минилекция практикум консультация выставка творческий отчет
Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации индивидуальные, групповые формы работы нестандартная ситуация на уроке пик умственной активности – вторая половина урока оптимальный темп и ритм урока нет - шумовым раздражителям динамические паузы атмосфера доброжелательности, искренности своевременное окончание урока
Задачи коллектива в период адаптации школьников 5 классов Реализация Плана мероприятий по успешной адаптации учащихся 5-х классов; обеспечение благоприятного переходного периода для учащихся как здоровьесберегающего, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей; создание учебных ситуаций, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу); создание условий для начальной проектной, исследовательской деятельности учащихся как составляющих метапредметных подходов в образовании проведение анализа сформированности общеучебных, познавательных, коммуникативных умений, определение путей коррекции результатов.
Основная задача для каждого учителя в период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене. Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
Просьбы пятиклассников: Дайте время! Поймите меня! Уважайте меня! Помогите мне!
«Пятачок! Ты – наш!» Очень многого не знаешь, никуда не успеваешь… Как учителя назвать? (не один ведь – целых пять!) В переменку как суметь и поесть, и побалдеть? Расписанье – полотно! (не понятно ни-че-го!) Расписанье – полотно! (не понятно ни-че-го!) Сменку снова потерял… Где? Да-а… в памяти – провал! Сменку снова потерял… Где? Да-а… в памяти – провал! В лабиринте кабинетов нет ни выхода, ни света! Жизнь покажется ужасной, Но угомонись, несчастный! Мы тебе поможем, друг! Если станет страшно вдруг, Ты к любому обратись и приятно удивись: 11 лет – наш школьный стаж! Пятачок! Ты просто – НАШ!
Список использованной литературы: 1. Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы [Текст] / А.Г. Ванцян // Б-ка "Вестник образования России" С Квитова, Л.Ф. Проблема преемственности - это проблема педагогического партнерства и сотрудничества [Текст] / Л.Ф. Квитова // Начальная школа: плюс до и после С Орешкина, А.К. Теоретико-методологическое обоснование процесса непрерывного образования [Текст] / А.К. Орешкина // Образовательная политика С Просвиркин, В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования [Текст] / В.Н. Просвиркина // Педагогика С