ФАНК (Funk), направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соул (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются Джеймс Браун, Джордж Клинтон (George Clinton) и Слай Стоун (Sly Stone) с группой «Слай энд зе фэмили стоун» (Sly and The Family Stone). Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и др. музыкальные стили. Первоначально музыка в стиле фанк исполнялась преимущественно черными американцами. Наиболее характерные особенности – усложненная ритмичность и подчеркнутая синкопированность ритмического рисунка. Ритм является главным и формообразующим элементом фанка: характерный тому пример – музыка Джеймса Брауна конца 1960-х. Не только барабаны, бас-гитара и ритм-гитара (как в классическом рок-составе), а вся музыкальная группа становится одной большой ритм-секцией, включая духовые, клавишные инструменты, а также вокал. Все предельно ритмизировано. При этом каждый инструмент создает свой ритмический рисунок, что свойственно африканским музыкальным традициям. Обычно фанк-композиции строятся на одном или двух риффах (т.е. многократно повторяющихся мелодических ходах), а вокалист или солирующий инструмент ведет свою линию. Хотя Джордж Клинтон в своем творчестве использовал мелодическую составляющую, и она не всегда была второстепенна по отношению к ритму. Слово «фанк» в афро-американском сленге изначально имело не слишком пристойное значение (примерный перевод: запах половых органов). В 1930-х джазовые музыканты ввели в свой жаргон эпитет «фанки» (funky music) в значении причудливая, эффектная манера исполнения. В 1960-х понятие funky music сократилось до слова фанк. В 1970-х Джордж Клинтон сформулировал красочную философско-космогоничсекую теорию. Понятие фанк занимало в этой теории центральное место и означало жизненную энергию, музыку и разнообразные позитивные явления. Постепенно за полвека непристойное слово превратилось в возвышенное понятие. Нечто похожее произошло и с другими известными афро-американскими словами, как например буги-вуги (boogie-woogie). Фанк настолько большое направление в музыке, что различные исполнители создавали непохожую музыку, используя сходные ритмические принципы: Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) – с уклоном в ритм-н-блюз, Дж. Клинтон – в психоделию и хард-рок, Майлз Дэвис и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) – в джаз-рок, а Майкл Джексон и Принс (Prince) – тяготели к танцевальной поп-музыке. Нажав на значок вы услышите одно из произведений фанка
Хаус (англ. House) жанр танцевальной музыки, зародившийся дэнс- диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Хаус сильно наполнен некоторыми элементами жанра soul 1970-ых годов, и стилем танцевальной музыки диско. Хаус создаётся путём смешивания рельефных ударных басов жанра диско и новым видом «тяжелой» электронной музыки (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.) Темп Средний, около 120 bpm. Эмоциональное состояние Характерный танцевальный ритм, свинговое звучание, простые, но заводные мелодии все это дает радостное настроение, призывает к веселью. Особенности ритма и движения в танце Движения пластичные и четкие. Стиль Хаус во многом схож с Трансом, с той разницей, что движения в хаосе более свободные и расслабленные. Важный момент в Хаусе это «точки» (моменты фиксации). Напряженные руки; кисти меняют положение быстро и четко. Годы становления: середина 80-х-нача-ло 90-х гг. прошлого века. Характерные черты стиля: стандартный размер 4/4, прямой бит с хлопком на каждом втором ударе бочки плюс хэт на каждой шестнадцатой доле, аккорды в мажорных тональностях и простые, но запоминающиеся мелодии, использование исключительно электронных музыкальных инструментов. Современный Хаус использует элементы диско. Такая музыка, как speed garage, соединяет в себе хаусовые ритмы и басовую линию. В этом электронном стиле вокал по большей мере электронный, который обрабатывается вокодерами и различными фильтрами. Бас этого стиля немногим напоминает регги. Также в этом стиле электронной музыки очень хорошо видна драм н бейсовая структура обработки музыки. На сегодняшнее время существует ещё tribal house и freestyle, также и progressive house. В наше время многие люди, а в особенности молодёжь предпочитают слушать и танцевать в клубах под подобные стили электронной музыки. Так как такие стили электронной музыки, как french house и speed garage, помогают молодому поколению поддерживать своё настроение хорошим и бодрым. Нажав на значок вы услышите одно из первых хаус произведений
Хип-хо́п (англ. Hip-hop) молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, реп), свой сленг, своя хип- хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. В данной статье рассматривается музыка в стиле хип-хоп и общие элементы субкультуры хип-хопа. Первый рэп зачитал В.Р Woop Несто. [источник?] С хип-хопа часто начинают разучивать клубные танцы багодаря умеренному темпу музыки. Хип- хоп - это жизнерадостный и энергичный танец. В основе техники танца - прыжковые движения, пружины (Hip-hop - "подскакивать", мелко прыгать), смесь мелких движений руками, ногами и головой, лёгкие трюковые движения. Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хопа непрерывно развивается, танец впитывает в себя элементы других танцевальных культур: фанка, брейк-данса и т.д. Очень живой, с характерными покачиваниями тела, с весёлыми лёгкими подскоками -хип-хоп остаётся популярным, современным и узнаваемым на танцевальных площадках и широко применяется в других стилях современных танцах. Темп Средний, bpm. Эмоциональное состояние Представители хип-хоп культуры рисуют граффити на стенах и любых других гладких поверхностях, слушают, по преимуществу, рэп, танцуют брейк-данс, предпочитают уличные виды спортивных игр, носят свободную, «рэпперскую» одежду, которую также любят расписывать рисунками и надписями. Смысл надписей, символика рисунков все это, как правило, говорит о том, что представитель культуры хип-хоп ПРОТИВ! Трудно назвать даже приблизительный список вещей, которые вызывают у него протест: политические партии, молодежь и наркотики, условия жизни, «попса» и люди, которые потребляют эту массовую жвачку, одним словом, тотальное неприятие любой системы или организации! Он бунтарь- одиночка, у него своя система ценностей и насыщенный внутренний мир. Соответственно эмоциональное настроение исполнителя хип-хопа можно передать следующими определениями: серьезный, жесткий, резкий, иногда агрессивный. Особенности ритма и движения в танце Африканская пластика: движения на полусогнутых коленях, полусогнутый (сутуловатый) корпус. Раскачивающие, мягкие движения, расслабленность мышц. Много мелких движений руками, головой при относительно широких позициях ног; короткие прыжки (соскоки в пол) и повороты, встречаются более сложные высокие прыжки (трюковые элементы). Хип-хоп контрастный танец: на фоне зрительно расслабленного корпуса внезапно возникают силовые, акробатические или трюковые элементы. Годы становления: 80-е гг. прошлого века. Нажав на значок вы услышите одно из произведений хип-хопа
Музыкальное течение, известное как Гоа-транс (goa trance) или психоделик-транс (psychedelic trance) (для удобства будем считать, что это одно и то же), уходит своими корнями в знаменитое движение хиппи, «детей цветов», захлестнувшее Америку в 1960-х годах. О хиппи можно отдельно написать пространную статью, но достаточно будет сказать, что это была пестрая орава людей самого разного возраста, живущих по принципу make love not war. Движение хиппи было неоднородным и тесно соприкасалось и взаимодействовало с рядом других направлений молодежной культуры того времени, например - с пропагандистами расширения сознания посредством психоделических наркотиков Кена Кизи и его «Веселых проказников», молодежными организациями, выступающими против войны во Вьетнаме, так называемыми «битниками» (компанией романтично настроенных музыкантов и поэтов, которые, подобно хиппи, отрицали ценности истеблишмента), рок-музыкантами и пр. Пережив стремительный рост (пиком которого, был, вероятно, фестиваль музыки «Вудсток», собравший около полумиллиона человек) движение пошло на не менее стремительный спад. Это было обусловлено рядом причин, среди которых и возросшие антинаркотические настроения властей, и отсутствие каких-либо четких приоритетов и устремлений у самих «детей цветов». Так или иначе, в конце 60-х годов некоторые из хиппи отправились колесить по свету. Вскоре они нашли то, что стало для них землей обетованной - небольшой индийский штат под названием Гоа. Пальмы, песок, невероятная экзотика Востока, плюс толерантность местных жителей - хиппи поняли, что они нашли то, что искали! На берегу Индийского океана быстро образовалась своего рода интернациональная община единомышленников, посвящающих свое время духовному развитию, общению друг с другом, и игре на музыкальных инструментах. Именно последнее занятие вылилось впоследствии в организацию джемов, которые порой длились всю ночь напролет. Постепенно такие люди, как Гоа Гил и другие хиппи, стали притаскивать на эти вечеринки кассетные проигрыватели и ночами напролет крутить на них как малоизвестные, андерграундные группы, так и любимые всеми хиппи Doors и Jefferson Airplanes. Наверно, именно так зародилась практика так называемых open airs, то есть вечеринок на открытом воздухе. А у движения «хипарей» открылось второе дыхание; некоторые считают, что оно мутировало в новую идеологию «неохиппи». Еще один мощный рывок вперед был спровоцирован волной электронной музыки - диско, техно, брейкбита и пр. - захлестнувшей весь мир в 70-х - 80-х годах. Естественно, гоанские тусовщики, полусумасшедшие музыканты и просто люди с бурной фантазией увидели в этой новой музыке огромный потенциал. Прямая бочка и космические звуки синтезаторов могли дать им то, к чему они подсознательно стремились. Эта музыка несла в себе неслыханный заряд энергии, создавая у слушателей ощущение транскосмического полета и давая пищу воображению. Бомба под названием goa trance взорвалась на пляжах западного побережья Индии, а взрывная волна от этой бомбы прокатилась по всей планете, вызвав наибольший резонанс в стране под названием Израиль. Именно там появилось большинство знаковых проектов, работающих в данной стилистике -Astral Projection, Man With No Name, Har-El Prussky, а позднее - Infected Mushroom. Итак, Израиль (в силу менталитета? или почему-то еще?) и Гоа (идет вторым, так как Израиль действительно превзошел даже своего «родителя» по количеству выпускаемых успешных релизов) стали двумя эпицентрами распространения транс-музыки по всему миру, начиная с гг. и по сей момент. Появились первые лейблы, специализирующиеся исключительно на трансовых релизах (TIP World, основанный Raja Ramом в 1994 году; HOMmega Productions год). Нажав на значок вы услышите одно из произведений транса
Были выработаны приемы и «обычаи» проведения трансовых мероприятий, в первую очередь open-airов. Как это ни парадоксально, но громаднейший (если не важнейший) вклад в goa и psychedelic trance сделали те музыканты, для которых данное конкретное музыкальное течение не было единственным, которые стремились к экспериментированию и в своих творческих поисках наткнулись на транс. Участники проекта Infected Mushroom поначалу играли панк-рок, затем открыли для себя транс и выпустили несколько альбомов, которые один за другим открыли невиданные горизонты для этой музыки и ее потенциал. Альбом Classical Mushroom (2000) стал поистине знаменательным событием, представляя собой потрясающе красивую смесь транса и влияний классической музыки. Проект Juno Reactor, ставший всемирно известным благодаря саундтрекам ко многим блокбастерам (в том числе трекам в трилогии «Матрица»), тоже не зацикливался на стандартном танцевальном трансе, вплетая в него элементы этники и других жанров электронной музыки. Конец 1990-х - начало 2000-х годов ознаменовались заметными изменениями в эволюции пси-транса как музыкального течения. Музыка стала тяжелей, синтезаторные звуки и бит - более «рваными» и близкими к стилю техно. К тому же многие музыканты стали добавлять в треки сэмплы «хэви-металлических» гитар.. Одним из самых знаменитых в этом отношении треков стал "Mescaline" группы 1200 mics, который игрался на транс-вечеринках приблизительно так же часто, как другой небезызвестный хит "Satisfaction" (Benni Benassi) - на хаус- и текхаус-вечеринках. Кому-то новая тенденция пришлась по душе, кто-то плевался…Решать, конечно, придется каждому для себя самого. Кроме того, очень распространенной практикой стало делать ремиксы на старые хиты рокеров и электронщиков. Это и Prodigy - Voodoo People, Smack my Bitch Up, и Metallica - Seek and Destroy, и Nirvana - Smells Like Teen Spirit, и тот же Benny Benassi. Что ж, хорошо, если гитарный хит, обладающий большой энергетикой, кто-то смог превратить в произведение совсем другого жанра, приумножив в процессе эту энергетику. Что же касается истории пси-транса в нашей стране…Как часто и происходит в России, пси-транс развивался у нас своим, неповторимым путем. Развитие данного музыкального направления было связано с первую очередь с одним человеком, талантливым промоутером и организатором Тимуром Мамедовым (XP Voodoo). Он не был первооткрывателем транса в России, но именно он сделал больше всего, чтобы распространить это движение во всей стране, подвести под него мощную идеологическую и организаторскую базу. Созданная Мамедовым промоутерская группа «Аэроданс Корпорейшн» (Aerodance Corporation) стала известна далеко за пределами нашей страны. Тимур прекрасно понимал, какую огромную работу предстоит проделать, и взялся за дело с настоящей фанатичностью. Aerodance был везде - на радио, на международном фестивале «Казантип» в Крыму, на антивоенных фестивалях, в модных журналах…За короткое время о трансе узнали все (или почти все). Соратники Мамедова «Парасенс» (Parasense) делали транс-ремиксы на музыку из кинофильма «Бриллиантовая рука», а в МДМе проводился первый такого размаха рейв в России - небезызвестная «Орбита». Другими словами, пытался все окружающее - СМИ, иностранцев, молодежь - как-то вплетать в свою тему
В начале 50-х годов в популярную музыку США буквально ворвался рок-н-ролл. Сперва началось повальное увлечение им в Америке, а затем последовало дальнейшее его распространение сперва в Европе, а затем и во всем мире. Такой неожиданный феномен был вызван целым рядом социальных и экономических предпосылок. Но мне хотелось выделить в первую очередь то, что музыкальный фундамент рок-н-ролла - негритянский R'n'B | RnB - был уже достаточно сформирован к началу 50-х как самостоятельное явление. Белым исполнителям оставалось только освоить его, а предпринимателям - продать это белой аудитории. Можно ли однозначно сказать, что рок-н-ролл - это черный R'n'B | RnB (Rhythm and Blues), но для белой публики и в исполнении белых артистов? Нет, такая формулировка была бы явным упрощением. Во-первых, белые исполнители привнесли в рок-н-ролл свою эстетику, свою культуру, изменив само звучание, да и имидж R'n'B | RnB. Во-вторых, под маркой рок-н-ролла стали выступать многие черные звезды R'n'B | RnB, не оттолкнув от себя цветную аудиторию США. Более того, рок-н-ролл стал определенным символом, если не частью самого механизма ломки расовых барьеров в Соединенных Штатах послевоенного времени. Как известно, огромную роль в процессе расширения гражданских прав негров в США сыграл тот факт, что американские войска, принимавшие участие во Второй мировой, а также в Корейской войнах, были в значительной степени укомплектованы неграми. Порядка двадцати процентов офицерского состава действуюшей армии США составляли негры. Для того, чтобы как-то подбодрить и вдохновить чернокожую часть американской армии, проливавшей кровь в Европе в борьбе с гитлеровской Германией, правительство США в 1943 году выпустило специальный музыкально-развлекательный кинофильм "Stormy Weather" с участием множества черных "звезд", таких как Кэб Кэллоуэй, Лина Хорн, братья Николас, Фэтс Уоллер и другие. Этот фильм, ставший впоследствии классическим, был в то время значительной подачкой черному населению Америки. После Второй Мировой войны в США был принят ряд законов, частично уравнивающих права негров, но по инерции белые американцы в своем большинстве продолжали относиться к ним как к людям второго сорта, если не как к животным. Поэтому и в первые послевоенные годы негритянская музыка была уделом черных. К началу 50-х годов R'n'B | RnB был уже достаточно развит, но все еще находился как бы в тени, будучи типичной субкультурой даже в рамках обособленной негритянской культуры США. История самого R'n'B | RnB довольно коротка. Нажав на значок вы услышите одно из произведений рок-н-ролла
Танец R'n'B | RnB начал формироваться еще в конце 30-х годов, как следствие урбанизации жизни "деревенских" американских негров и концентрации их в гетто - специальных районах больших промышленных городов, где обособленно проживают представители различных этнических групп: негры, мулаты, метисы, пуэрториканцы, евреи, итальянцы, китайцы. Одним из факторов рождения танца R'n'B | RnB в негритянских гетто послужила миграция исполнителей кантри-блюза (деревенского блюза) с Юга на Север США, из сельской местности - в большие города, с ферм и плантаций - на заводы и фабрики. Танец R'n'B | RnB перекочевывает с сельских пикников, где он чаще всего звучал, в шумные бары, клубы и дансинги. Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью- Йорк - Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго - Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф. Что же привлекло мастеров кантри-блюза в большие города? Дело в том, что к 30-м годам в США изменилась ситуация с развлекательной популярной музыкой. После того, как в быт простых людей вошел электрофон, т.е. электропроигрыватель, заменивший примитивный механический патефон, все более широкое распространение стали получать грампластинки. Это послужило причиной почти полного вытеснения такого способа развлечений как домашнее музицирование. Его суть состояла в том, что в простых американских семьях, где имелись рояли или пианино, все бродвейские и голливудские шлягеры исполнялись в домашней обстановке, по печатным нотам, которые издавались в большом количестве концерном "Tin Pan Alley", обычно сразу после выхода нового фильма или мюзикла. Параллельно с этим, во всех закусочных, барах и даже аптеках появились так называемые джук-боксы (Juke Box) - пластиночные автоматы. Естественно, значительно расширилась индустрия производства пластинок, как для домашних электропроигрывателей, так и для джук-боксов. И вот здесь надо напомнить о специфике жизни в США, где представители разных национальностей - негры, евреи, армяне, китайцы и многие другие - проживают обособленно, в отдельных кварталах, иногда называемых гетто. В самом слове "гетто", для российского читателя ассоциирующегося с чем-то зловещим, напоминающем Вторую мировую войну и концлагеря, на самом деле ничего страшного нет. Это не принудительное содержание людей в определенном пространстве, как в еврейских гетто в Польше, созданных нацистами в 1939 году.