Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов города Бугульмы РТ Выступление по теме «УУД как составная часть новых образовательных стандартов» Подготовила учитель начальных классов Байтимирова Файруза Ильдаровна Бугульма,2011
Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Основные требования общества к образовательной системе : - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель- ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
КРИТЕРИИ выделения УУД 1. Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности; 2. Этапы процесса усвоения; 3. Форма реализации учебной деятельности - совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.
ВИДЫ УУД 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные УУД - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Регулятивные действия - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле- вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион- ного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД. Общеучебные УУД - поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Общеучебные УУД - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече-ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Познавательные УУД. Логические УД. - выдвижение гипотез и их доказательство. - выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; - подведение под понятия, распознавание объектов; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Свойства УУД Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.
Уровень (форма) действия Уровень действия может выступать в трех основных формах действия: - в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия; - действие в словесной, или речевой, форме; - действие в уме умственная форма действия.
Уровни сформированности учебной деятельности. отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач; адекватный перенос учебных действий; самостоятельное построение учебных целей; обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия); разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).
Общие рекомендации по развитию УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся. 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.
3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия; - от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. 4. Определение связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной.
5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий. 6. Разработать учебно-методические рекомендации для учителей. В случае необходимости осуществить специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов.
Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2. Матери 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2. Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)» 3. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998 алы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)» 3. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998