Комплексная подготовка к ГИА Подготовила учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»р.п.Первомайский Тамбовской области Шипилова Елена Николаевна Шипилова Елена Николаевна
Цель: подготовить обучающихся к написанию сочинения. Задачи: Задачи: повторить понятие текст; повторить понятие текст; вспомнить стили и типы речи; вспомнить стили и типы речи; работа с текстом: выделять основную мысль, ключевые слова; работа с текстом: выделять основную мысль, ключевые слова; вспомнить, как строится сочинение-рассуждение; вспомнить, как строится сочинение-рассуждение; отрабатывать навык определения средств выразительности речи в тексте; отрабатывать навык определения средств выразительности речи в тексте; воспитывать любовь к природе, родному краю. воспитывать любовь к природе, родному краю. Оборудование: Оборудование: эпиграф к уроку, эпиграф к уроку, раздаточный материал, раздаточный материал, репродукции картин, репродукции картин, музыкальная композиция Чайковского «Времена года. Апрель» музыкальная композиция Чайковского «Времена года. Апрель»
…Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. А.А Блок А.А Блок
Определите стили речи Текст 1. Листобой. Листобой. Ночью задул листобой - холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера,из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры. Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил,трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья. Ночью задул листобой - холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера,из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры. Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил,трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья. Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывамиветра в комнату летели листья березы, растущей под окном. К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли итекли холодные струи листобоя, четко обозначенные в сером небе битымпорхающим листом. Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывамиветра в комнату летели листья березы, растущей под окном. К утру береза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли итекли холодные струи листобоя, четко обозначенные в сером небе битымпорхающим листом. Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полнаберезовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то, а она все набухалалистьями, провисая, как сеть, полная лещей. Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полнаберезовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то, а она все набухалалистьями, провисая, как сеть, полная лещей.
Текст 2. Что значит быть воспитанным? Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой) А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
Ну, и где вы были вчера? Рассказывай! Фильм смотрели. Новый. Про что? Детектив какой-то. Как называется? Да, не помню я, забыл. Из головы вылетело. Текст 3.
Заявление Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 2008 г. (подпись) Текст 4.
Стилистика, раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. Предметом С. является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, которая определяется её обращенностью к проблеме "язык и общество", к вопросам социолингвистики. Текст 5.
И.Шишкин «Рожь»
Васильев «Перед дождём»
И.Левитан «Весна. Большая вода»
И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке» Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке» Всё в тающей дымке – Поля, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озёра, И всё ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.
Информационные ресурсы images.yandex.ru images.yandex.ru images.yandex.ru ru.wikipedia.org wiki/Левитан,_Исаак_Ильич ru.wikipedia.org wiki/Левитан,_Исаак_Ильич ru.wikipedia.orgwiki/Левитан,_Исаак_Ильич ru.wikipedia.orgwiki/Левитан,_Исаак_Ильич nearyou.ru vasilev/tbefore.html nearyou.ru vasilev/tbefore.html nearyou.ruvasilev/tbefore.html nearyou.ruvasilev/tbefore.html s-cool.ru article465. html s-cool.ru article465. html s-cool.ruarticle465. html s-cool.ruarticle465. html slovari.yandex.ru slovari.yandex.ru Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 9 класс.- М.: ВАКО, с. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 9 класс.- М.: ВАКО, с. Рыленков Н.И. Лирика/Вступ. Ст. и сост. А.Туркова; Оформл. А.Озеревской и А.Яковлева., М.: Дет.лит., с. Рыленков Н.И. Лирика/Вступ. Ст. и сост. А.Туркова; Оформл. А.Озеревской и А.Яковлева., М.: Дет.лит., с.