«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум
Семинар-практикум проводит: учитель-логопед высшей категории ИВАНОВА Елена Николаевна ГБОУ ЦО 1631 Москва, 2012 г.
«Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.» К.Д.Ушинский
ДИСГРАФИЯ Это частичное специфическое нарушение процесса письма. В нём принимают участие различные анализаторы.
Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: Правильного произношения звуков; Слуховой дифференциации звуков; Языкового анализа и синтеза; Сформированности лексико- грамматической стороны речи; Зрительного анализа и синтеза; Пространственных представлений. Дисграфию может вызвать несформированность какой-либо из указанных функций.
Дисграфия обусловлена недоразвитием ( распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме: 1. Зрительный анализ и синтез; 2. Пространственных представлений; 3.Слухо-произносительной дифференциации звуков речи; 4.Фонематического, слогового анализа и синтеза; 5. Деления предложений на слова; 6.Лексико-грамматического строя речи; 7. Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Симптоматика дисграфии (НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ) Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам ( в устной речи звуки произносятся правильно): Свистящие и шипящие, звонкие и глухие. Ч – Т, Ч – Щ, Ц – Т, Ц – С Неправильное обозначение мягкости согласных на письме : («писмо», «лубит») Замены гласных : о-у ( тума, точа) е-и ( лес – «лис»)
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (нарушения языкового анализа и синтеза) Пропуски согласных при и стечении (диктант - «дикат», школа – «кола») Пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма») Перестановки букв (тропа – «прота», окно – «коно») Добавление букв (таскали – тасакали)
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (на почве нарушения языкового анализа и синтеза) Слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами (идёт дождь – «идедошь», в доме – «вдоме») Раздельное написание слова (белая берёза растёт у окна – « белабе заратетёт у ока») Раздельное написание приставки и корня слова ( наступила – « на ступила» )
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (недоразвитие грамматического строя речи ) Искажение морфологоческой структуры слова (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки») Изменение падежных окончаний «много деревов» Нарушение предложных конструкций над столом – «на столом» Изменение падежа местоимений (около него – «около ним») Числа существительных («дети бежит») Нарушение согласования (« бела дом») Трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
СИМПТОМАТИКА ДИСГРАФИИ (недоразвитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений ) Замены графически сходных рукописных букв; (в-д, т-ш, э-е ) Нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв; Искажения букв при написании слов; Зеркальное письмо ( иногда у левшей, при органических поражениях мозга).
Литература Логопедия – под редакцией Волковой Л.С., Москва, «Просвещение», 1989 г.