Активизация познавательной деятельности учащихся средствами ТРКМ (технологии развития критического мышления) (Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку) Автор: Филатова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка Питерского района Саратовской области»
1. Стадия «вызова» 2. Стадия «осмысления» 3. Стадия «рефлексии»
Цель
Стадия «вызова» Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, обсуждается. (активизируем работу, «подталкиваем» учеников к анализу текста
Добро Зло
зло
Запишите основные положения в правую часть таблицы Что мне известно по теме? Что нового я узнал из текста по теме? В мире есть добро и зло. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Милосердие - это доброта и сострадание. Только от каждого из нас зависит, каким будет мир.
(Выполнение упражнения) О чем этот текст?Какова его тема? Какая мысль вытекает из текста?
Какая мысль вытекает из текста Д. Гранина? (Выполнение упражнения)
Все мы с самого рождения несём тяжкое __________ человеческих обязанностей и являемся солдатами в (беспощадной, долгой, священной, бесконечной) войне между ______ и ______. И жизнь, (сурово, весело, строго, грозно,) глядя нам в глаза из глубин вечности, спрашивает: «Кто ты? На чьей ты ________? Из какого ты взвода?». Каждый наш поступок, каждый наш шаг является __________ на этот вопрос.
Запишите основные положения в правую часть таблицы Что мне известно по теме?Что нового я узнал из текста по теме? В мире есть добро и зло. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Милосердие - это доброта и сострадание. Только от каждого из нас зависит, каким будет мир. Почему человек перестаёт слышать другого человека? Опасность равнодушия, царящего в обществе. Причины «снижения нашей отзывчивости». Крик души писателя. Автор не исключает себя из числа тех, кто не отзывается на немую просьбу постороннего о помощи. Один человек мало что может сделать.
Логическая схема текста Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? Опасность равнодушия, царящего в обществе. Пройти мимо, «меня это не касается» стало чувством привычным. Как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Фронтовое время, когда исключено было пройти мимо. Только от общего нашего понимания проблемы, могут возникнуть конкретные выходы. Один человек может только бить в колокол тревоги и просить всех подумать, что же сделать, чтобы милосердие сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. согревало нашу жизнь. тезис аргументы вывод
Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме: что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? стадия «рефлексии»
Можно бесконечно долго спорить о том, плох или хорош наш мир. Чего в мире больше добра или зла? Но только от каждого из нас зависит, каким будет этот мир. Потому что каждый из нас – часть огромного материка по имени Человечество.
Использованная литература Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб. Пособие для кл./ В. Н. Александров, О. Н. Александрова. – 3-е изд. Челябинск: Взгляд, Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, с Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, с.