БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ «РЕКВИЕМ» А.Ахматовой. Почти все, писавшие о "Реквиеме", обращали внимание на то, что современность передается в поэме с помощью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.А.Ахматова «Реквием» ( ) Смысл заглавия: 1.Заупокойная месса, посвященная памяти усопшего. 2.Католическое богослужение по умершим 3. Траурное.
Advertisements

Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Урок литературы 11 класс на тему « Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Закуевой Ирины Абузедовны МОУ СОШ.
Поэма «Реквием» Провела учитель литературы Беськаева Елена Алексеевна.
Анна Ахматова «Реквием» Композиция. Лирическое и эпическое в поэме.Крестный путь русского народа в поэме.,,
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею.
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Учитель русского языка и литературы Емельянова Л.Н.
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына». Материал подготовила Морозова Н.Т.
Урок литературы. 11 класс. Тема Учитель Филоксёнова Т.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 »
1 Вы все будете жить! Методическая разработка урока русской литературы в 10 классе Методическая разработка урока русской литературы в 10 классе.
«Реквием»: трагедия поэта и народа. Автор: Богданова Олеся Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 13 с углублённым изучением отдельных предметов.
Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного.
Анна Ахматова. Штрихи к портрету. Поэма «Реквием».
Тема урока:Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой Реквием урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 с. Белая Глина.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ 388 СВАО г. Москвы Литвиновой Татьяны Ивановны «Я была тогда с моим народом…» Поэма А.Ахматовой.
ТВОРЧЕСТВО АННЫ АНДРЕЕВНЫ Анна Андреевна Ахматова впервые вышла в печать в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам ( сборники « Вечер », 1912, « Чётки.
Урок-конференция по произведению В. Закруткина «Матерь Человеческая» в 11 классе Учитель: Холкина Светлана Владимировна.
Цель урока: Проанализировать содержание поэмы через художественную ткань текста. Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны.
Транксрипт:

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ «РЕКВИЕМ» А.Ахматовой

Почти все, писавшие о "Реквиеме", обращали внимание на то, что современность передается в поэме с помощью библейских аналогий, что образы и мотивы Священного Писания становятся для Ахматовой средством художественного осмысления действительности, а картины Апокалипсиса - символом ее эпохи. Почти все, писавшие о "Реквиеме", обращали внимание на то, что современность передается в поэме с помощью библейских аналогий, что образы и мотивы Священного Писания становятся для Ахматовой средством художественного осмысления действительности, а картины Апокалипсиса - символом ее эпохи.

На истинный масштаб событий, о которых пойдет речь в поэме, указывают первые строки "Посвящения": "Перед этим горем гнутся горы, / Не течет великая река... " На истинный масштаб событий, о которых пойдет речь в поэме, указывают первые строки "Посвящения": "Перед этим горем гнутся горы, / Не течет великая река... " Воссоздающие образ мира, в котором сместились, исказились все привычные и устойчивые параметры, эти строки вводят произведение в пространство библейского текста, заставляют вспомнить апокалипстические картины и образы: "Горы сдвинутся и холмы поколеблются..." (Ис. 54, 10); "И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих..."

Знаком Апокалипстического мира является образ застывшей, остановившей течение своих вод "великой реки". Несмотря на то что в поэме появляются и образ Дона, и образ Енисея, "великая река" - это, конечно, Нева. Нева в поэме - это одновременно и знак апокалипстического мира, и образ "Леты-Невы", "пропуск в бессмертие" - сигнал подключения ко времени вечному. За образом Невы в "Реквиеме" угадывается и библейский образ "реки Вавилонской", на берегу которой сидит и плачет разоренный народ, вспоминая о своем прошлом. Знаком Апокалипстического мира является образ застывшей, остановившей течение своих вод "великой реки". Несмотря на то что в поэме появляются и образ Дона, и образ Енисея, "великая река" - это, конечно, Нева. Нева в поэме - это одновременно и знак апокалипстического мира, и образ "Леты-Невы", "пропуск в бессмертие" - сигнал подключения ко времени вечному. За образом Невы в "Реквиеме" угадывается и библейский образ "реки Вавилонской", на берегу которой сидит и плачет разоренный народ, вспоминая о своем прошлом.

Нева в "Реквиеме" воспринимается как река Вавилонская, а Ленинград может быть осмыслен в семантическом пространстве поэмы как земля разоренная, "земля чужая". Эти библейские образы актуализируют в "Реквиеме" еще одну отчетливо звучащую в псалме "На реках Вавилонских..." тему - вынужденного молчания, или иначе - "повешенной лиры": "...на вербах... повесили мы наши арфы" (Пс. 136, 3). Тема вынужденного молчания приобретает в поэме Ахматовой особенную остроту. Строки из Книги Бытия могли бы стать эпиграфом если не ко всему творчеству Ахматовой, то, по крайней мере, к двум ее трагическим десятилетиям: сначала - период вынужденного молчания, затем - невозможность говорить в полный голос. Нева в "Реквиеме" воспринимается как река Вавилонская, а Ленинград может быть осмыслен в семантическом пространстве поэмы как земля разоренная, "земля чужая". Эти библейские образы актуализируют в "Реквиеме" еще одну отчетливо звучащую в псалме "На реках Вавилонских..." тему - вынужденного молчания, или иначе - "повешенной лиры": "...на вербах... повесили мы наши арфы" (Пс. 136, 3). Тема вынужденного молчания приобретает в поэме Ахматовой особенную остроту. Строки из Книги Бытия могли бы стать эпиграфом если не ко всему творчеству Ахматовой, то, по крайней мере, к двум ее трагическим десятилетиям: сначала - период вынужденного молчания, затем - невозможность говорить в полный голос.

Образ звезды, огромной, застывшей и яркой, являясь в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса, впрямую соотнесен Ахматовой со смертью, жестко вписан в картину вселенской катастрофы. На то, что звезда в поэме - образ апокалипстический, зловещий символ смерти, красноречиво указывает, в первую очередь, тот контекст, в котором появляется он в поэме: Образ звезды, огромной, застывшей и яркой, являясь в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса, впрямую соотнесен Ахматовой со смертью, жестко вписан в картину вселенской катастрофы. На то, что звезда в поэме - образ апокалипстический, зловещий символ смерти, красноречиво указывает, в первую очередь, тот контекст, в котором появляется он в поэме: «И прямо мне в глаза глядит И скорой гибелью грозит Огромная звезда.» Кроме того, появление образа звезды, точнее - "звезд смерти", подготавливается в поэме образами, моделирующими картину апокалипстического мира: остановившей свое течение реки, сместившихся гор, "помраченного" солнца. Кстати, строка "Солнце ниже и Нева туманней..." сама воспринимается как скрытая цитата из Апокалипсиса: "... и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязи" Кроме того, появление образа звезды, точнее - "звезд смерти", подготавливается в поэме образами, моделирующими картину апокалипстического мира: остановившей свое течение реки, сместившихся гор, "помраченного" солнца. Кстати, строка "Солнце ниже и Нева туманней..." сама воспринимается как скрытая цитата из Апокалипсиса: "... и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязи"

В семантическое поле смерти вписывают "Реквием" не только образы-символы Апокалипсиса, рассмотренные выше, и не только образы- детали, создающие своеобразный "библейский" фон: божница, свеча, холод иконки II т.д.; все они в контексте ахматовского произведения могут быть прочитаны и как атрибуты похоронного обряда. Среди библейских образов, "архетипичных для ситуации "Реквиема" (Л. Кихней), главное место, безусловно, занимают образы распинаемого Сына и присутствующей при казни Матери. В семантическое поле смерти вписывают "Реквием" не только образы-символы Апокалипсиса, рассмотренные выше, и не только образы- детали, создающие своеобразный "библейский" фон: божница, свеча, холод иконки II т.д.; все они в контексте ахматовского произведения могут быть прочитаны и как атрибуты похоронного обряда. Среди библейских образов, "архетипичных для ситуации "Реквиема" (Л. Кихней), главное место, безусловно, занимают образы распинаемого Сына и присутствующей при казни Матери. "Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи"

Десятая глава- поэтическая метафора,с помощью которой поэт может,увидев как бы со стороны,передать всю трагедию,происходящую с Матерью.Каждая из матерей,потерявших сына,подобна Богоматери.В образе Богоматери сливаются все матери мира,детей которых убивают,и если Иисусу-смерть,ей- страдания:старость,страх, молитва Десятая глава- поэтическая метафора,с помощью которой поэт может,увидев как бы со стороны,передать всю трагедию,происходящую с Матерью.Каждая из матерей,потерявших сына,подобна Богоматери.В образе Богоматери сливаются все матери мира,детей которых убивают,и если Иисусу-смерть,ей- страдания:старость,страх, молитва

Показательно, что в "Реквиеме" образ Богородицы появляется не только в сцене Распятия, т.е. тогда, когда поэт обращается непосредственно к евангельскому сюжету. Образ этот венчает поэму. Его появление в "Эпилоге" символично: "Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов"