Урок русского языка в 7 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Цели урока: повторить правила написания НЕ с различными частями речи; формировать умение применять правила на письме; развивать речь уч-ся; воспитывать любовь к языку.
При выборе слитно - раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на - о(-е) рассуждаем так: 1) Смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может пишем не слитно : неряха, несуразный, небрежно. 2) Если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не. Есть одно из указанных условий пишем не раздельно : не широкий, а узкий пруд ; вовсе не интересный рассказ ; ничуть не красиво. 3) Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно : говорил неправду ( ложь ), посту пил нехорошо ( плохо ). Запомните : не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени : не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее ; с наречиями, которые пишутся через дефис : поступил не по - товарищески.
Запомните : 1) если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия почти, отчасти, довольно, гораздо, вполне, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени и нет других пояснительных слов, то не с причастием пишется слитно : почти неотредактированная рукопись, совершенно неисследованная местность. 2) раздельно с не пишутся те слова, которые в предложении бывают сказуемыми и показывают чье - то чувство, состояние, отношение к чему - то : не жаль, не рад, не надо, не намерен, не должен, не обязан и др. 3) раздельно с не пишутся имена числительные : не пятый, не десятого. Не пишется раздельно в вопросительных предложениях с частицей ли : Книга интересная, не правда ли ?
Тренировочные упражнения Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора орфограммы (Не)выполне…ое поручение; лес (не)хвойный; (не)году…щий возглас; вощи (не)очищены, (не) вымыты; (не)рад встрече; (не)узнавал; (не)был; ему (не)здоровится; (не)доставало сил; кольцо (не) золотое; ряд (не)пятый ; (не)досмотрел фильм; (не)легко решить; (не)доставал рукой до полки; (не)доумевая; (не)лепый поступок; далеко (не) легкое дело; поступил (не)по-дружески; отвечал очень (не)брежно; (не)жаль ничего; вовсе (не) правильный ответ; трава (не) скошена; (не)смотря по сторонам.
Почему наличие противительных союзов а, но не всегда обеспечивает раздельное написание не ? Составьте и запишите предложения, чтобы в одном случае не писалось слитно, в другом раздельно. Некрасивый не красивый, недалеко не далеко, нетрудный не трудный, нерастаявший не растаявший, непроверенный не проверенный.
Итог урока Расскажите о правописании НЕ с разными частями речи
Домашнее задание: Записи в тетради, упражнение 137, подготовиться к итоговой работе по теме « Не с разными частями речи »
Источники Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М.Просвещение.2003 Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс.М. «ВАКО» 2010