Тема : М. Ю. Лермонтов. Анализ стихотворений « Тучи », « Утёс » Автор Бут Наталья Александровна, учитель МОУ « Вейделевская СОШ » п. Вейделевка Белгородской области
Цели урока помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений ; помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений ; формировать навыки анализа текста лирического произведения ; формировать навыки анализа текста лирического произведения ; развивать речь ; развивать речь ; работать над техникой выразительного чтения ; работать над техникой выразительного чтения ; воспитывать литературный вкус. воспитывать литературный вкус.
Словарь урока Лазурь - светло-синий цвет, синева. Лазурь - светло-синий цвет, синева. Метафора – употребление слова в переносном значении на основании внешнего сходства Метафора – употребление слова в переносном значении на основании внешнего сходства Антитезой - противопоставление Антитезой - противопоставление
Анализ стихотворения « Тучи » Как вы понимаете слова « степью лазурною »? Как вы понимаете слова « степью лазурною »? (« степь лазурная » - простор неба ) Выражение « степью лазурною » употреблено в переносном значении, потому что между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае - бескрайность просторов неба и степи ( метафора ) Выражение « степью лазурною » употреблено в переносном значении, потому что между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае - бескрайность просторов неба и степи ( метафора )
- Есть ли еще метафоры в этом стихотворении ? (« Цепью жемчужною » - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу.) - В первой строфе нарисована чудесная, почти идиллическая картина. Одно слово нарушает ее. Какое ? (« Изгнанники ») Здесь сопоставляется судьба поэта с судьбой « вечных странников » - туч.
Какие эпитеты использованы в первой строфе ? (« вечные » ( этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев ), « с милого севера » ( очень ностальгический эпитет ) « с милого севера » ( очень ностальгический эпитет ) - В чем особенность второй строфы ? ( Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле, к самому себе. Это риторические вопросы, то есть не требующие ответа. Они употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания.)
- Какой образ второй строфы особенно обращает внимание ? (« Друзей клевета ядовитая » - не врагов, а друзей - что может выть страшнее ?) - Как разрешается стихотворение в третьей строфе ? ( Отрицание : « Нет. Вам наскучили нивы бесплодные.../ Чужды вам страсти и чужды страдания » утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта. « Нет у вас родины, нет вам изгнания ». Участь изгнанника противопоставляется уделу « вечно холодных, вечно свободных » туч.) - Какой приём лежит в основе стихотворения ? ( антитеза )
Анализ стихотворения «Утёс» Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса? Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса? (« Тучка » - воплощение легкости, легкомыслия, беззаботности, беспечности. Эпитет « золотая » придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. « Утес » - воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Эпитет « старый » одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.)
Как соотносятся эти образы, то есть каковы отношения между ними ? (« Тучка » и « утес » - две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения - мотив одиночества.) Как соотносятся эти образы, то есть каковы отношения между ними ? (« Тучка » и « утес » - две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения - мотив одиночества.) Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества ? Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества ? ( Инверсия : « задумался глубоко »; эпитеты и олицетворения : « старого утеса », « тихонько плачет »; во второй строфе все значимые слова поставлены в конце строки и этим выделяется, акцентируется их значение.)
О стихотворных размерах Вопросы после работы со статьёй 1. Какие стихотворные размеры вам известны ? ( Двусложные, трёхсложные ) 2. Назовите двусложные размеры ( Хорей - с ударением на первом слоге ; Ямб - с ударением на втором слоге ) 3. Перечислите трёхсложные размеры ( Дактиль – с ударением на первом слоге ; амфибрахий – с ударением на втором слоге ; анапест - с ударением на третьем слоге )
Итоги урока Какие мотивы преобладают в стихотворениях М. Ю. Лермонтова ? Какие мотивы преобладают в стихотворениях М. Ю. Лермонтова ? Какие мысли и чувства вызвали у вас эти стихи ? Какие мысли и чувства вызвали у вас эти стихи ? Достигнуты ли нами цели урока ? Достигнуты ли нами цели урока ?
Домашнее задание: Выучить стихотворные размеры ( стр ) Выучить стихотворные размеры ( стр ) Вопросы учебника стр : Вопросы учебника стр : 4 ( устно ), 5,6 – письменно ( определение стихотворных размеров ) 4 ( устно ), 5,6 – письменно ( определение стихотворных размеров )
Источники: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 6 класс.М. «ВАКО» 2009 г. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 6 класс.М. «ВАКО» 2009 г. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе 6 класс. М. «Просвещение» 1999 г. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе 6 класс. М. «Просвещение» 1999 г. Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2001 г. Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2001 г.