Презентация на тему: «Сказочные образы в произведениях русских композиторов XIX века»
Многие русские композиторы в своих произведениях обращались к сказочным темам. Сказки и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом.
М.И. Глинка Опера «Руслан и Людмила» Глинка был основоположником русской классической музыки и, в том числе, оперной. Истоки музыки Глинки ведут в русское народное творчество. К сказочному сюжету Михаил Иванович обратился в своей второй опере «Руслан и Людмила». Глинка был основоположником русской классической музыки и, в том числе, оперной. Истоки музыки Глинки ведут в русское народное творчество. К сказочному сюжету Михаил Иванович обратился в своей второй опере «Руслан и Людмила». Эта опера написана по одноименной поэме Пушкина. «Руслан и Людмила» - сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. Развитие сюжета отличается спокойным и неторопливым течением. Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин. Эта опера написана по одноименной поэме Пушкина. «Руслан и Людмила» - сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом. Развитие сюжета отличается спокойным и неторопливым течением. Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин.
Вслед за величавой сценой древнерусского свадебного пира в тереме киевского князя следуют волшебные приключения героев то на далеком севере(встреча Руслана с мудрым Финном и с великанской Головой), то в волшебных садах Наины и Черномора. Величественная картина в стольном городе Киеве с заключительным могучим хором завершает произведение. Здесь народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, а также мощь и силу древнего Киева.
Н. А. Римский-Корсаков С творчеством Римского-Корсакова сказочная тема расцвела в русской музыке пышным цветом. Среди 15 опер Римского- Корсакова нет жанрово однотипных; даже его оперы-сказки во многом непохожи друг на друга: Снегурочка (1880) "весенняя сказка, Сказка о царе Салтане (1900) "просто сказка", Кощей Бессмертный (1902) "осенняя сказочка", Золотой петушок (1907) "небылица в лицах".
Опера «Снегурочка» Написана в 1880 году на сюжет пьесы А.Н.Островского. Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добры и справедливы, любят искусство. Ложь и обман считаются преступлением. Берендеи поклоняются природе и солнцу - источнику жизни на земле. Написана в 1880 году на сюжет пьесы А.Н.Островского. Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добры и справедливы, любят искусство. Ложь и обман считаются преступлением. Берендеи поклоняются природе и солнцу - источнику жизни на земле. С большой теплотой воспроизвел в своей опере композитор старинные обычаи и обряды. Правдивое изображение быта людей сочетается с миром фантастики, сказки. Царь Берендей, Бермята, Купава, Лель и Мизгирь, Бобыль и Бобылиха - образы жизненные. К сказочным образам относятся Весна-Красна, Дед-Мороз, Леший. С большой теплотой воспроизвел в своей опере композитор старинные обычаи и обряды. Правдивое изображение быта людей сочетается с миром фантастики, сказки. Царь Берендей, Бермята, Купава, Лель и Мизгирь, Бобыль и Бобылиха - образы жизненные. К сказочным образам относятся Весна-Красна, Дед-Мороз, Леший.
Образ Снегурочки – дочери Мороза и Весны – сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Снегурочка – дитя природы и тесно связана с ней. Кроме того, в ее образе олицетворено великое чувство любви, под воздействием которого тает холодное сердечко дочери Мороза. Образ Снегурочки – дочери Мороза и Весны – сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Снегурочка – дитя природы и тесно связана с ней. Кроме того, в ее образе олицетворено великое чувство любви, под воздействием которого тает холодное сердечко дочери Мороза. В опере Римского-Корсакова часто изображается природа с ее шумом, звоном, голосами птиц. В опере Римского-Корсакова часто изображается природа с ее шумом, звоном, голосами птиц. В «Снегурочке» Римский-Корсаков часто использует лейтмотивы – выдержанные музыкальные характеристики. В опере много хоров, близких по характеру русской народной песне. Широко использованы и подлинные мелодии. В «Снегурочке» Римский-Корсаков часто использует лейтмотивы – выдержанные музыкальные характеристики. В опере много хоров, близких по характеру русской народной песне. Широко использованы и подлинные мелодии.
Снегурочка
Опера «Садко» Опера «Садко» Эту оперу Римский-Корсаков назвал былиной. Долго изучал он различные варианты былины о новгородском гусляре и мореплавателе Садко. Эту оперу Римский-Корсаков назвал былиной. Долго изучал он различные варианты былины о новгородском гусляре и мореплавателе Садко. Действие в этой опере происходит в древнем Новгороде. Велика сила чудесных песен молодого гусляра Садко. Приворожил он к себе красавицу- царевну, дочь грозного Морского царя-владыки. Много чудес в этой опере-былине – величественно простой и немного печальной. И неповторимо прекрасна музыка оперы. Неторопливо развертываются в ней события. Действие в этой опере происходит в древнем Новгороде. Велика сила чудесных песен молодого гусляра Садко. Приворожил он к себе красавицу- царевну, дочь грозного Морского царя-владыки. Много чудес в этой опере-былине – величественно простой и немного печальной. И неповторимо прекрасна музыка оперы. Неторопливо развертываются в ней события.
Степенным распевным былинным говором написан ряд сцен, например ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Использованы в опере и подлинные былинные напевы, к примеру, в хоре «Высота ли, высота поднебесная». Степенным распевным былинным говором написан ряд сцен, например ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Использованы в опере и подлинные былинные напевы, к примеру, в хоре «Высота ли, высота поднебесная».
Опера «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков был очарован чудесной пушкинской сказкой и решил пересказать ее языком музыки. Причудливой вереницей проходят перед нами сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями- корабельщиками мы дивимся трем чудам: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди. Для каждого из этих чудес композитор находит особые музыкальные краски, еще более подчеркивающие всю фантастичность происходящего. Римский-Корсаков был очарован чудесной пушкинской сказкой и решил пересказать ее языком музыки. Причудливой вереницей проходят перед нами сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями- корабельщиками мы дивимся трем чудам: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди. Для каждого из этих чудес композитор находит особые музыкальные краски, еще более подчеркивающие всю фантастичность происходящего.
Царевна Лебедь
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Изображенные здесь события происходят в далекие времена татарского нашествия. Вновь сталкиваются в этом произведении добро и зло, как во многих русских народных сказках. И светлое начало побеждает. Не удается татарам проникнуть в Китеж, несмотря на предательство. Скрылся от глаз врагов Великий град, опустившись на дно озера. Лишь в воде отражается он, да слышен ликующий звон его колоколов. Ужас охватывает татар, и разбегаются они, беспомощные перед свершившимся чудом.
Опера «Золотой петушок» Это последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова. Интерес к сказочным сюжетам сопутствовал композитору на всем его творческом пути. Однако в последние годы он все более насыщал их современным звучанием. Уже в «Салтане» показан вздорный, смешной и неумный царь. «Золотой петушок» прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина.
Симфоническая сюита «Шехерезада» Симфоническая сюита «Шехеразада» Римского- Корсакова – произведение программное, написанное по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Она состоит из четырех частей, объединенных не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. Все части сюиты контрастны. Совершенно свободно развивая взятые в основу сочинения музыкальные данные, композитор хотел создать оркестровую сюиту, тесно сплоченную общностью тем и мотивов, но являющую собой как бы калейдоскоп сказочных образов и рисунков восточного характера.
Балеты П.И. Чайковского Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику. Композитора привлекала возможность ярко раскрыть в балетах фантастические стороны сюжета. Роскошь и красота постановок, эффектные превращения, частая смена декораций делали балетный спектакль восхитительным феерическим зрелищем.
Созданные Чайковским три балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» - являются шедеврами русской классической музыки. Композитор вдохнул в жанр балета большое новое содержание. Все три балета основаны на сказочном сюжете. В наивных сказках великий творец увидел глубокий жизненный и философский смысл.
Список литературы 1. Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. – М.: Музыка, Левашова О., Кандинский А. История русской музыки, выпуск 2. – М.: Музыка, Розанова Ю. История русской музыки. Вторая половина XIX века. – М.: Музыка, Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, Соловцов А. Жизнь и творчество Н.А. Римского- Корсакова. – М.: Музыка, 1984
Выполнила Шумейко Ольга учащаяся 8 «б» класса Лицея 57 г. Прокопьевска