МБОУ СОШ 18 имени Э.Д. Потапова По страничкам истории Понятие «алгоритма» Понятие «исполнитель» Свойства алгоритма Способы записи алгоритмов Мичуринск-наукоград Учитель информатики Зацепина Е. М. Урок информатики для 9 класса
1. Что вы знаете о цифровой фотографии? 2. Объясните принцип работы цифрового видео. 3. Назовите форматы представления видеоданных (методы сжатия данных). 4. Понятие потокового видео
Слово «алгоритм» происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми. Из математических работ Аль-Хорезми до нас дошли только две – алгебраическая и арифметическая. Вторая книга долгое время считалась потерянной, но в 1857 в библиотеке Кембриджского университета был найден ее перевод на латинский язык. В ней описаны четыре правила арифметических действий, практически те же, что используются и сейчас. Первые строки этой книги были переведены так: «Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику». Так имя Аль-Хорезми перешло в «Алгоритми», откуда и появилось слово «алгоритм». Слово «алгоритм» происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми. Из математических работ Аль-Хорезми до нас дошли только две – алгебраическая и арифметическая. Вторая книга долгое время считалась потерянной, но в 1857 в библиотеке Кембриджского университета был найден ее перевод на латинский язык. В ней описаны четыре правила арифметических действий, практически те же, что используются и сейчас. Первые строки этой книги были переведены так: «Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику». Так имя Аль-Хорезми перешло в «Алгоритми», откуда и появилось слово «алгоритм»
Алгоритмизация процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи
Выключение компьютера: 1. Нажать кнопку 2. В открывшемся меню выбрать 3. В меню Выключение компьютера выбрать
Алгоритм открывания двери Достать ….. Вставить …… в замочную ….. ……. ключ два ……. против ……. стрелки. Вынуть ……
Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определенный набор действий. Система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Исполнителем может быть человек, робот, животное, компьютер. Система команд исполнителя (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять. Среда исполнителя – обстановка, в которой функционирует исполнитель
Выберите примеры исполнителей:
Сpеда это «место обитания» исполнителя. Система команд – некоторый строго заданный список команд. После вызова команды исполнитель совеpшает соответствующее элементаpное действие. Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды
Задание: Задание: Назови исполнителей следующих видов работы: Уборка мусора во дворе Обучение детей в школе Вождение автомобиля Ответ у доски Приготовление пищи Печатание документа на принтере
Результативность Детерминированность Дискретность Конечность Массовость Дискретность Дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги Результативность Результативность – получение результата за конечное количество шагов Массовость Массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач Детерминированность Детерминированность (от лат. determinate определенность, точность) – каждое действие должно строго и недвусмысленно определено Конечность Конечность – каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения
Способы записи алгоритмов: словесный (запись на естественном языке); графический (изображения из графических символов); программный (тексты на языках программирования)
Является ли пример алгоритмом для вас? Почему? Вы вышли к доске, взяв мел в правую руку, вам сказали написать слово «информатика» на китайском языке
Уборка мусора во дворе – Перевозка пассажиров в поезде – Выдача заработной платы – Приём экзаменов в школе – Сдача экзамена в университете – Набор текста на компьютере – Приготовление еды в ресторане –
Налить в чайник воду Зажечь спичку Поставить чайник на плиту Ждать, пока вода не закипит Поднести спичку к горелке Открыть кран газовой горелки Выключить газ Налить в чайник воду Зажечь спичку Открыть кран газовой горелки Поднести спичку к горелке Поставить чайник на плиту Ждать, пока вода не закипит Выключить газ
Способ описания алгоритма _______________ Число шагов __________________ Исполнитель ________________ Среда исполнителя _______________ Возьми портфель Открой дневник Посмотри расписание Сложи школьные принадлежности в портфель Закрой портфель Словесный 5 (пять) Человек Квартира
1. § Запишите исполнителей для приведённых ниже видов работ: Уборка мусора во дворе – Перевозка пассажиров в поезде – Выдача заработной платы – Приём экзаменов в школе – Сдача экзамена в университете – Набор текста на компьютере – Приготовление еды в ресторане –
1. Сотрите защитный слой на поле PIN-кода карты 2. С Вашего мобильного телефона позвоните по номеру и на запрос системы введите 12-значный PIN-код, затем « » 3. После завершения процедуры активации система сообщит вам о принятии платежа
1. Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов. 2. Свойства алгоритма: результативность, дискретность, понятность, детерминированность, массовость, конечность. 3. Способы записи алгоритмов: словесный (на естественном языке), графический (с помощью блок-схем и графов), на языке программирования. 4. Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определенный набор действий. Система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом (робот, человек, животное, компьютер и т.д.). 5. Характеристики исполнителя: среда-обстановка, в которой функционирует исполнитель; система команд (СКИ)– некоторый строго заданный список команд; отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды
Литература Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович.-2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, с. : илл. Интернет-источники 1. – «Информатика на пять» (Информатика и ИКТ) Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе» «Видеоуроки в сети интернет» Методическая копилка учителя информатики