Тема: Начальная форма глагола 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Путешествие в удивительную страну Глаголию Дядюшка Глагол Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, попасть в страну Глаголию! Мой заклятый враг Помеха- Неумеха постоянно мешает мне в пути, устраивает разные препятствия.
1 препятствие: Найдите общее во всех словах. Высадил, уходил, заговорит, сбережёт, вытерпел, сбегут.
Проверка работы Высадил, уходил, заговорит, сбережёт, вытерпел, сбегут. Все слова глаголы, у всех есть приставки, безударные гласные в корне слова.
Найдите различия Высадил, уходил, заговорит, сбережёт, вытерпел, сбегут.
Проверка работы: 1 различие Единств. ч. Множ. ч. высадил сбегут уходил заговорит сбережет вытерпел
Проверка работы: 2 различие Глаголы прошедшего времени: высадил, уходил, вытерпел. Глаголы будущего времени: сбережет, заговорит, сбегут.
2 препятствие: ребус сверкать
3 препятствие: подберите синонимы, объясните лексическое значение Сверкать Сиять, блестеть.
Образуйте от них новые глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? Засверкать, засиять, заблестеть Образуйте от них новые глаголы, отвечающие на вопрос что делать? Давайте определим время и число этих глаголов. (Определить время и число нельзя)
Вывод: У глаголов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? нельзя определить время, число, лицо. Такие глаголы называются неопределенной формой или начальной формой. Начальная форма глаголов не изменяется, у неё нет окончания.
Правило Глагол имеет начальную форму. Начальная форма глагола не изменяется, у неё нет окончания. Начальная форма образуется при помощи суффиксов -ть, -ти,- чь. Глаголы в начальной или неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
4 препятствие: выпишите глаголы в начальной форме, отметьте суффиксы -ть, - ти, - чь. Зовут, играют, ходить, выбежали, пойти, пойти, учить, плакать, пошел, проехать, обойти, отметили, зажечь, собираю, съесть, дует, прожить, открываешь, умывает, давать, упасть, исчезли, понять, замерзли, доказывать, сплю, спать, спал, лечь, увидели, терпеть, учить.
Проверка работы Ходить, пойти, пойти, учить, плакать, проехать, обойти, зажечь, съесть, прожить, давать, упасть, понять, доказывать, спать, терпеть, учить
5 препятствие: разделите слова на 2 столбика: глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? Идти, стеречь, писать, пройти, думать, написать, придумать, учить, выучить, говорить, проговорить, посмотреть.
Проверка работы Что делать? Что сделать? идти пройти стеречь написать писать придумать думать выучить учить проговорить говорить посмотреть
6 препятствие: запишите начальную форму глаголов, отметьте суффиксы. Играют, играешь, играл - Сидят, сидим, сидел - Скажу, скажешь, сказал - Начинаем, начинают, начинал - Несу, несешь, несла - Нарисую, нарисуют, нарисовал -
Проверка работы Играют, играешь, играл - играть Сидят, сидим, сидел - сидеть Скажу, скажешь, сказал - сказать Начинаем, начинают, начинал - начинать Несу, несешь, несла - нести Нарисую, нарисуют, нарисовал - нарисовать
7 препятсивие: подумайте, в каких группах записаны слова, а в каких формы одного слова. Спишите и отметьте это кратко. 1) смотреть, смотрю, смотришь, смотрит, смотрел. 2) смотреть, посмотреть, пересмотреть, засмотреться. 3) листать, листаю, листаешь, листает, листал. 4) листать, полистать, перелистать, пролистать, пролистывать.
Проверка работы ( В1 и 3 группах записаны формы одного и того же слова. Лексическое значение слов не изменяется. Во 2 и 4 группах записаны разные слова, т.к. меняется лексическое значение слов.)
- Вот и осталось позади последнее препятствие. Мы с вами помогли дядюшке Глаголу добраться до его родины - страны Глаголии.
- Как образуется начальная форма глагола? - На какие вопросы отвечает начальная форма? - Почему начальную форму называют неопределенной формой? Домашнее задание: с Итог урока