Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс (2 часа) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,
Рассказ. Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста. ЦЕЛИ: познакомить учащихся с понятием рассказа, актуализировать знания о построении текста- повествования, теме и идее текста, стилях и типах речи; формировать навыки комплексного анализа текста, умения составления цитатного плана; формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво
Типы речи
глаголы прилагательные наречие Что произошло? Какой? Почему? Несколько Один Нет рисунка рисунков-фото рисунок-фото фотографии
Структура (построение) повествовательного текста повествование (что было сначала, что потом… и наконец) 1. вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои) 2. основная часть (развитие действия): а) завязка (момент, с которого начинается событие) б) развитие действия в) кульминация (момент наивысшего накала событий) г) развязка (окончание в развитии событий) 3. заключение
Сила кошки За деревней весело играла кошка со своими котятами. Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
Анализ текста 1. Каков стиль данного текста? Докажите свою мысль. 2. Какова цель художественного текста? 3. Какие художественные образы создает писатель К. Ушинский? 4 Что вас удивило в этой истории? 5. Как бы вы озаглавили текст? 6. Что сделало кошку сильнее орла? 7. Как бы вы сформулировали главную мысль рассказа?
Художественно-изобразительные средства эпитет метафора олицетворение сравнения гипербола
Работа в парах «Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка». «Как молния..» - это сравнение. «Закипела битва насмерть». «Кошка не потеряла мужества». Орел покинул поле битвы». Это метафоры. «Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы». Это эпитеты.
Тип речи описание Цели: обобщить и расширить представление о таком типе речи как описание; формировать навыки создания текста-описания; формировать желание пользоваться средствами выразительности; развивать у учащихся творческие способности, умение замечать прекрасное в окружающей действительности, навыки говорить и писать об увиденном образно и красиво.
Строение текста-описания: 1. Данное – общее представление о предмете. 2. Новое – описание признаков. 3. Оценка действительности – отношение.
Напишите сочинение-описание (3 варианта)
-Что такое описание? -На какой вопрос отвечает текст- описание? - Как строится описание? -Какие части речи преобладают в описании? -Какие художественные средства используются? - Где используется описание?
Тип речи рассуждение Цели: обобщить и расширить представление о таком типе речи как рассуждение; формировать навыки создания текста- рассуждения; формировать умение рассуждать, доказывать, аргументировать, делать выводы; развивать у учащихся умение хорошо мыслить, так как в мысли заключается наше достоинство
Как строится текст рассуждение? Как строится текст рассуждение?
Работа над языковым оформлением рассуждения. Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует? 1. Слова, с которых можно начать первую часть – тезис: Я считаю.., по моему мнению… 2. Слова, которые используются для связи тезиса и доказательств: докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим. 3. Для аргументации можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих. 4. Слова, которые связывают доказательства и вывод? Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…
Задание 1: Найдите доказательство в рассуждении. Соответствует ли оно тезису? 1. Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
Задание 2. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. Вариант 1: 1) Моя собака. 2)Зачем мне нужна собака? 3) Как мы однажды с собакой… Вариант 2: 1) Зачем нужно ходить в школу? 2) Мой счастливый школьный день. 3) Как я прогулял уроки. Вариант 3: 1)Как я играл в футбол. 2) Моя любимая игрушка. 3) Почему я люблю играть в футбол?
Задание 3. Написать сочинение-рассуждение Вариант 1: Для чего нужно заниматься спортом? Вариант 2: Кого можно считать грамотным? Вариант 3: Какую пользу приносит чтение книг?
Используемые ресурсы: 1.В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, html 4.