Жизнь замечательных людей презентация для педагогов и родителей ФКДОУ 2 «Сказка» город Чехов-2 подготовила: муз. руководитель Климова Г.В.
Вклад Виктора Михайловича Васнецова в русскую культуру был особым – он, по существу, проложил дорогу новому жанру в отечественной живописи – сказочно- былинному. Художники очень различные по своему эстетическому мировоззрению и творческой манере – все они в той или иной манере испытали влияние Васнецова.
. Путь Васнецова в мир сказок и былин сложился далеко не сразу. Родился Виктор Васнецов в 1848 году в одном из сел бывшей Вятской губернии. В городе Вятке прошла его ранняя юность. Здесь он учился в семинарии и согласно традиции, неукоснительно соблюдавшейся в семьях духовенства, должен был стать священником, как его дед и отец. Глухо отгородилась Вятская земля от прочего мира обширными топкими болотами и могучими лесами. Должно быть, поэтому надолго сохранились здесь древние сказания и поверья. Много слышал их Виктор Михайлович в детстве.… В селах процветали кустарные промыслы.
Гусляры. Государственная Третьяковская галерея
Баян год. Музей-усадьба «Абрамцево»
Витязь на распутье год. Государственный Русский музей /картина воспроизводится фрагментарно/
Васнецов не уставал повторять о благотворном влиянии на его творчество белокаменной столицы. «Москва, ее народ, ее старина, ее архитектурные памятники научили меня… видеть, осязать прошлое… я… видел предков сегодняшних жителей Москвы.… Эти ощущения и дали мне силы написать мои самые любимые картины».
Царевна-Лягушка – 1918 год. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Иван Царевич на Сером Волке год. Государственная Третьяковская галерея
Как могла не затронуть сердце вятича эта особая неповторимая атмосфера старинного истинно русского города, где сама история зримо вторгалась в повседневную жизнь, шумевшую у башен седого Кремля и под старинными стенами Китай-города. Даже названия улиц, площадей и соборов звучали, как строки из былин.
Сивка-Бурка – 1926 год. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Царевна Несмеяна е годы. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Бережно относясь к замыслам Васнецова, меценат Мамонтов заказал ему три картины на сказочно-былинные сюжеты: «Три царевны подземного царства» /1879/, «Ковер-самолет» /1880/, «Бой скифов со славянами» /1881/. Бережно относясь к замыслам Васнецова, меценат Мамонтов заказал ему три картины на сказочно-былинные сюжеты: «Три царевны подземного царства» /1879/, «Ковер-самолет» /1880/, «Бой скифов со славянами» /1881/.
Ковер-самолёт е годы. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Бой скифов со славянами г. Государственный Русский музей /картина воспроизводится фрагментарно/
Однажды на полотнах родилась «Снегурочка», навеянная чудесной сказкой А.Н.Островского. Васнецова не могла не привлечь эта красивая легенда о полуфантастическом царстве древних славян, о премудром правителе- философе Берендее.
Снегурочка год. Государственная Третьяковская галерея
Обращение к миру театра помогло Васнецову обрести размах и органичную, благодатную почву для его монументально-декоративного дара, уже так явно и зримо искавшего выход в его монументальных полотнах. Жизнерадостный пантеизм образов Леля, Купавы, Мизгиря, обрядовые празднества, самобытные костюмы, – какой благодатный простор для художника-сказочника!
Заречная слобода Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка» год. Государственная Третьяковская галерея.
В росписях палаты Берендея органически сливаются языческие символы и сказочные образы, желтые, красные и синие краски – излюбленные цвета древнерусской живописи.
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» год. Государственная Третьяковская галерея
Неподалеку от Абрамцево находился небольшой пруд. Он казался немного колдовским, сказочным, может быть, потому, что притаился за частым ельником, густо порос осокой; вода его была темная и неподвижная, как в омуте; на берегу осели серые, покрытые скользким мохом валуны, и даже в ясные погожие дни пруд казался сумрачным и таинственным. Здесь, у этого пруда, может быть, художнику и пригрезилась бедная простоволосая девушка, печально и заворожено смотрящая в темные, стоячие воды омута. Неподалеку от Абрамцево находился небольшой пруд. Он казался немного колдовским, сказочным, может быть, потому, что притаился за частым ельником, густо порос осокой; вода его была темная и неподвижная, как в омуте; на берегу осели серые, покрытые скользким мохом валуны, и даже в ясные погожие дни пруд казался сумрачным и таинственным. Здесь, у этого пруда, может быть, художнику и пригрезилась бедная простоволосая девушка, печально и заворожено смотрящая в темные, стоячие воды омута.
Алёнушка год. Государственная Третьяковская галерея
Почти все годы своего зрелого творческого пути Васнецов посвятил созданию монументального полотна «Богатыри» - одного из примечательных явлений отечественной живописи. Завершение этой картины он считал своим «творческим долгом перед народом». Вплотную к работе над картиной Васнецов приступает в Абрамцево летом 1881 года. Глубоко патриотический замысел полотна – представить богатырскую заставу у границ родной земли, изобразить несокрушимых защитников своего народа, зорко высматривающих, «нет ли где ворога, не обижают ли где кого», - определил особую масштабность образов, художественный строй всего произведения.
Богатыри – 1898 г. Государственная Третьяковская галерея
Используемый материал: Луковников А., Салтанов А., Тищенко А., Круцко Л. – М.: Плакат, 1985 г.