Урок как форма обучения истории
Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Классификация По соотношению структурных звеньев обучения Урок изучения нового материала Комбинированный Контрольный Повторительно-обобщающий По ведущему методу Урок-лекция Киноурок Урок-беседа Лабораторное занятие По характеру деятельности Урок воспроизведения Обобщения Проблемный По характеру материала Урок счета лет Урок изучения фактов Практическое занятие
Структурные компоненты комбинированного урока Организационный момент Проверка знаний и умений учащихся Изучения нового материала Закрепление изученного Рефлексия Организация домашнего задания
Формы урока Традиционные Лабораторное занятие Практикум Лекция Семинар Экскурсия Конференция Нетрадиционное Заочное путешествие Спектакль, салон, ассамблея, бал Аукцион Суд, съезд Турнир, соревнование Пресс-конференция, брифинг Телемост, телепередача, киностудия
Форма урока Форма урока понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод.
этапы подготовки учителя к урокам 1) анализ госстандарта, школьных программ, изучение учебников и поурочных пособий; 2) разработка тематического и поурочного планирования; 3) определение целевых установок раздела, темы; 4) анализ познавательных возможностей класса; 5) выбор методического варианта урока; 6) отбор методических приемов и средств обучения в соответствии с целевой установкой; 7) составление конспекта или развернутого плана урока.
Формы анализа урока. Краткий (оценочный ) анализ - общая оценка учебно- воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Структурный ( поэтапный ) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся. Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся, усвоения ими способов учения. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов ум ственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
Виды анализа урока. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку ( обеспечение познавательной деятельности развивающего типа). Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическая обработка учебного материала урока, педагог. руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся). Аспектный анализ - это детальная оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов анализа: реализация триединой задачи урока; использование развивающих методов на уроке; изучение способов активизации ПД учащихся; формирование общеучебных умений и навыков учащихся; проверка и оценка ЗУН учащихся; организация проблемного обучения на уроке. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока ( чаще всего системы уроков ).
Схема анализа урока истории 1. Тема урока; место урока в теме, курсе. 2.Цель урока, его образовательно-воспитательные и развивающие задачи. 3.Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени. 4.Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся. Форма и виды проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая и самостоятельная работа, дифференцированные задания. 5.Содержание, характер и методика использования вопросов и заданий, полнота проверки, принцип тематической связи. Место, форма, последовательность вопросов и заданий, приемы активизации учащихся. 6.Результативность: качество ответов учащихся. Дополнения, исправления, вопросы отвечающим, рецензирование; активность класса; количество опрошенных, оценка работы учащихся итоги. 7.Переход к новому материалу. Название темы, ее связь с ранее изученной; перспектива для последующего изучения материала, включение учащихся в познавательную деятельность выполнение заданий, ответы на вопросы.
Схема анализа урока истории 8.Содержание и методика изучения нового материала. Приемы изложения новой темы учителем, соответствие содержания возрастным особенностям учащихся (объяснение, характеристика, сюжетное повествование и т. д.). Образность, конкретность, эмоциональность, логическая последовательность, связность, доступность и т. д. 9. Соотношение эмпирического и теоретического уровней. 10.Средства обучения: карта, картина, аппликация. 11.Приемы организации познавательной деятельности учащихся. Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного материала. Характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов. Приемы: беседа, составление планов, таблиц, анализ документов, чтение текста учебника, дополнительной литературы и т. д. Роль наглядности в активизации познавательной деятельности учащихся.
Схема анализа урока истории 12. Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая. Преобладающий уровень познавательной самостоятельности учащихся на уроке. Соответствие методов и приемов образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание. 13.Содержание, методика и отбор материала для закрепления. Самостоятельная работа дифференцированного характера. 14.Содержание и методика организации домашнего задания: объем, вид, инструкция по выполнению.