Василий Иванович Белов «Мальчики» Василий Иванович Белов «Мальчики»
Уроки литературы в 6 классе Материалы подготовила учитель русского языка литературы МОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области ©Халяпина Л.Н уч. год
«МЫ РАЗОБРАТЬСЯ ОБЯЗАНЫ САМИ В ТОЙ БОЛИ, ЧТО МИР ПЕРЕНЕС...» «Народ без памяти слеп, а без надежды мертв», а вместе с памятью возвращаются уважение и почтение к воинам-ветеранам. Но, когда мы говорим о них, за их спинами в тесной связи с их ратным подвигом встает еще одно поколение «ветеранов» Великой Отечественной, к сожалению, остающееся в тени, дети военных лет. Они заменили отцов тылу, взвалив на свои худенькие детские плечи груз взрослой ответственности. Сколько детских судеб и недетского горя проходит перед нами в произведениях о войне и в личной семейной памяти, и какая великая сила духа и вопреки всему светлого, чистого ощущения мира, любви и добра открывается в характере маленького человека из большой войны!
Так важно встретиться лицом к лицу со своим ровесником из суровых военных лет, в упор разглядеть его портрет и «калибр души», сравнить с самим собой и что-то почувствовать, а возможно, и изменить внутри себя. Василий Иванович Белов, родившийся в 1932 году и встретивший войну 9-летним подростком, потерявший в 1943 году отца, погибшего под Смоленском, познавший все тяготы горького военного детства, владеющий талантом во внешне простом незамысловатом бытовом сюжете показать глубинные черты характеров своих героев и целостную картину мира, открывает нам этот мир в рассказе «Мальчики».
Тревожный сорок первый… А.П.Ткачев, С.П.Ткачев. «Прости-прощай, родимый дом...»
Война, что ты сделала, подлая? Война, что ты сделала, подлая? Г.К.Севостьянов. Тревожный 1941 год. 1982
Картины войны Картины войны В В.И.Рейхет. Поезда проходят мимо. 1969
Первая любовь поэта Е Е.П.Лавренев. Враг прошел. 1987
Хлеб со слезою пополам… А.С.Михайлов. Горький хлеб. 1981
Труженики поля А.А.Пластов. Жатва. 1945
Лёнька Комлев Лёнька Комлев Несмотря на невзгоды, жизнь в IV «б» идет своим чередом, Это дети, во многом лишенные детства. На совсем еще детские представления о жизни легла печать войны. Ленька человек очень добрый и отзывчивый. Он любит жизнь и находит в ней свои маленькие радости (радуется решенной правильно задаче, интересной книге), его душа открыта в мир.
Он умеет прощать Ленька, думая о близких людях, пытается как-то скрасить их жизнь, и делает он это не для похвалы, он об этом даже не думает. Ему далеко не все равно, как они себя чувствуют.
У Леньки чуткая душа и «низкий болевой порог». Чувство сострадания одно из главных его качеств. Когда его другу делают укол, он чувствует сам эту боль. Леня, как и многие мальчишки, мечтает о подвигах, о приключениях, а книги для него маленькая дверка в этот мир мечты. Ленька, с одной стороны, наивный ребенок, которому не хватает детства, но с другой взрослый человек, думающий не по-детски.
«М а л ь ч и к и» В жестоких испытаниях войны мальчики сохранили непреходящие ценности: Любовь, Любовь, Доброту, Доброту, Совесть. Совесть.
Разобраться в боли, что мир перенёс Задание 1 О дальнейших судьбах мальчишек и девчонок военных лет вы можете узнать дома, ибо в каждой семье есть или были дети военных лет. Теперь это ваши бабушки и дедушки. Задание 2 Вы можете продолжить в семейном кругу обсуждение рассказа. Вы посмотрите иными глазами на своих родных, проникнетесь уважением к их трудной судьбе, а это сделает вас мудрее, вы лучше будете знать свою родословную.
В.И.Белов «Мальчики» В.И.Белов «Мальчики»