Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов) Леднева Наталья Владимировна Зам. директора по УВР МОУ СОШ 8 Комсомольск-на-Амуре 2010
Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Несоблюдение гигиенических и физиологических требований Недостаточная грамотность родителей Провалы в системе физ. воспитания Интенсификация учебного процесса Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья Частичное разрушение служб школьного и медицинского контроля Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Пути интенсификации учебного процесса: Увеличение количества часов Увеличение учебной нагрузки Уменьшение количества учебных часов Сохранение или увеличение объема материала
Принципы здоровьесберегающих технологий: Общеметодические Специфические
Средства здоровьесберегающих технологий Средства двигательной направленности Оздоровительные силы природы Гигиенические факторы
Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Количество видов учебной деятельности Средняя продолжительность и частота в чередованиях видов деятельности Количество видов преподавания Наличие и место методов, способствующих активизации Место и длительность применения ТСО Поза уч-ся и чередование позы Наличие, место моментов оздоровления Наличие мотивации деятельности уч-ся на уроке. Психологический климат на уроке Эмоциональная разрядка на уроке Темп окончания урока
Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий Правильная организация урока Использование каналов восприятия Учет зоны работоспособности учащихся Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний 5-25 минута – 80% минута – 60-40% минута – 10%
Интенсивность умственной деятельности уч-ся в ходе урока 1-й этап – Врабатывание (5 минут) 2-й этап – Максимальная работоспособность (20-25 мин.) 3-й этап – Конечный порыв (10-15 мин.)
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения 1. Снятие эмоционального напряжения 2. Создание благоприятного психологического климата на уроке 3. Охрана здоровья и его пропаганда 4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий 5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности 6. Педагогика сотрудничества 7. Технологии развивающего напряжения 8. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. 9. Технология раскрепощенного развития детей 10. Технология психологического сопровождения учебной группы.
Список используемой литературы Петров О.В. «Здоровьесберегающие технологии» Сонькин В.Д. «Технологии обучения» Базарный М.В. «Технология раскрепощенного развития детей» Фирсов В.В. «Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов» Громов М.Ю., Смирнов Н.К. «Технология психологического сопровождения учебной группы»