Типы речи Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 10» города Таштагола, Кемеровской области города Таштагола, Кемеровской области Осинцева Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы (Урок русского языка в 5 классе по учебнику Русский язык 5 класс авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Типы речи Повествование ОписаниеРассуждение Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений.
Повествование Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нём могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.
Повествование это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Например: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков)
Описание Описание Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.
Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Рассуждение Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чём-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).
Тезис должен быть чётко доказуемым, чётко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте- рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Наверное, очень многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Надо вывести и днем ведь она живое существо. Собаку надо обучать... И не день, и не два годы. многие не выдерживают… Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце… (По Ю. Дмитриеву) Наверное, очень многие хотят иметь собаку. Но могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Надо вывести и днем ведь она живое существо. Собаку надо обучать... И не день, и не два годы. многие не выдерживают… Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце… (По Ю. Дмитриеву)
Определите тип речи Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым. Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин)
Определите тип речи В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. (По И. Соколову-Микитову )
Ресурсы: