Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников Автор: Попова Оксана Юрьевна учитель начальных классов МОУ СОШ37 Г. Кемерово
Цель: способствовать формированию самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Задачи: 1. помочь учащимся овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы; 2. почувствовать интерес к поисково- исследовательской деятельности; 3. научиться методам и приёмам научного исследования; 4. научиться работать с дополнительными источниками информации.
Принципы: 1. интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений; 2. возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ; 3. научно – исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе; 4. сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание.
Этапы введения научно-исследовательской деятельности: 1.1 класс - задания, которые позволяют учащимся овладеть специальными знаниями, умениями исследовательского поиска: - умение видеть проблему - умение высказывать свои предположения - развитие умения ставить вопросы - формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя - кратковременные исследования – наблюдения с описаниями, чтение и заполнение таблиц на основе классификации, сравнения
2. 2 класс – приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя: - развитие умения определять тему исследования - формирование умения делать выводы - формирование умения оформлять результат исследования - прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументирование своих мыслей - включение учащихся в исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации ( наблюдение по плану, мини- доклады, составление моделей, схем, кратковременные исследования, работа со словарями)
класс – обогащение исследовательского опыта: - дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений - исследования и эксперименты в группах, парах, ролевые игры, самостоятельные работы, коллективное и индивидуальное выполнение и защита исследовательских работ
Приёмы активизации исследовательской деятельности: Загадки, ребусы, шарады, задачи – шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей; Игровых моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.); Связь материала с наглядно – образным игровым материалом; Игры – исследования, фантастические исследования; Ролевые игры, дающие возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.); Игры – путешествия, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.
Задания для развития умения видеть проблемы 1. Задание Посмотри на мир чужими глазами Читаем детям неоконченный рассказ: Утром небо покрылось черными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги… Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.
В четвертом классе просто эпидемия - все играют в космических пришельцев… Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.
В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и… Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, Мишкиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки.
Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы… Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции жителей этого дома, ребят, играющих на площадке, мэра города, автомобиля, едущего к дому, рабочих.
2. Задание Составь рассказ от имени другого персонажа Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.
3. Задание Составь рассказ, используя данную концовку …Нам так и не удалось выехать на дачу. …Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания. …Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски. Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.
4. Задание Сколько значений у предмета Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Развитие умений выдвигать гипотезы 1. Задание Давайте вместе подумаем Как птицы узнают дорогу на юг? Возможные гипотезы: 1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам. 2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д. ), они указывают им направление полета. 3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. 4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним. 5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле. 6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (провокационная идея)
Почему весной появляются почки на деревьях? Почему летом снег в горах не тает? Почему самолет оставляет след в небе?
Упражнение на обстоятельства При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: Письменный стол Нефтяное месторождение Игрушечный кораблик Апельсин Мобильный телефон Проект постройки дома Чайник Букет ромашек Охотничья собака.
Упражнение, предполагающее обратное действие 1. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? 2. Задания типа Найди возможную причину события Звонят колокола. Трава во дворе пожелтела. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Друзья поссорились.
Развитие умений задавать вопросы 1. Уточняющие вопросы( прямые или ли- вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли… Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос. Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?- сложный вопрос.
2. Игра Угадай, о чем спросили Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например: на карточке написано Вы любите спорт? Ребенок отвечает Я люблю спорт. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
- Почему совы охотятся ночью? - Почему пригородные поезда называются электричками? - Как называют птиц, способных повторять человеческую речь? - Могут ли люди жить без компьютеров? - Почему весной разливаются реки?
Развитие умений давать определения понятиям Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием: - На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое: А) лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий. Б) вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг. Бросать, легкий.
Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определения понятий и другие.
Развитие умений классифицировать Четвертый лишний, Продолжи ряд, Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое, Найди ошибки и их прокомментируй.
Развитие умений и навыков экспериментирования 1. Мысленный эксперимент Правильно ли нарисованы тени? Рассмотрите рисунок. На нем изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Почему тени должны быть другими? Какая тень соответствует каждому из изображаемых геометрических тел?
- Что можно сделать из куска бумаги? - Что будет, если все станут выше ростом? - Что нужно для того, чтобы накормить все человечество? - Если бы озеро было столом, чем были ли лодка? - Что будет, если люди научатся читать мысли других?
2. Эксперименты с реальными объектами Определяем плавучесть предметов Предложим детям собрать десять самых разных предметов. Например, деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т. д. Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.
Анкета для учащихся: 1. Какие науки ты знаешь? 2. Кто такой учёный? 3. Каких учёных ты знаешь (по книгам, по фильмам, по рассказам)? 4. Какими качествами должен обладать учёный? Подчеркни и продолжи: быть пожилым, любознательным, красивым, терпеливым, порядочным, честным, храбрым, умным, наблюдательным, добрым,… 5. Назови имена учёных, которые жили (живут) в твоей стране, городе, области. 6. Хочешь ли ты быть учёным, исследователем? Почему? 7. Какое открытие ты мечтаешь сделать?
Список используемой литературы: 1.Белых. С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – – С Карпов. Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – – С Курнешова. Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – С Лебедева. С. А., Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – – С Савенков. А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – – С Савенков. А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – – С Тлиф. В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – – 2. – С Чечель. И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – – С