ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Цели психологического обеспечения образовательного процесса: 1. Сделать процесс обучения и воспитания более эффективным, гуманным, демократичным, при уменьшении физических и психических энергозатрат и времени, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. 2. Сделать разработку, апробацию и внедрение педагогических теорий и технологий психологически обоснованной, с учетом закономерностей психики учащихся и педагогов. 3. Ввести в педагогический процесс психологические технологии, которые помогут решать образовательные задачи.
Принципы психологического обеспечения образовательного процесса: 1. Психологическое обеспечение направлено на всех (учителя, учащиеся, родители). 2. Психологическое обеспечение охватывает дошкольный период развития ребенка и начальный курс обучения, включая определение готовности ребенка к школе. 3. Психологическое обеспечение должно быть последовательным и гибким. 4. Психологическое обеспечение должно ориентироваться на потребности школы. 5. Психологическое обеспечение - интегрированная часть образовательного процесса. Оно обеспечивает цели, содержание, технологии образовательного процесса. 6. Психологическое сопровождение должно быть эффективным и действенным, базироваться на деятельностном подходе и носить комплексный характер.
Основные направления работы Развитие ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «ДОВЕРИЕ» Воспитание Обучение Психопрофилактика Психодиагностика Психологическое консультирование Социальное партнерство Психологический анализ уроков Психологическая коррекция
Основные функции специалиста психологического сопровождения образовательного процесса: 1. Психодиагностика – это процесс измерения психических процессов, состояний и свойств личности. Выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. 2. Обучение – формирование знаний, умений и навыков в области психологии. 3. Воспитание – формирование относительно устойчивых отношений человека к внешнему миру и самому себе. 4. Развитие – рост психических (нравственных, личностных) качеств человека. 5. Психопрофилактика – формирование знаний, умений, навыков и отношений, которые будут предохранять, предупреждать возникновение каких-либо отрицательных проявлений у человека 6. Психологическое консультирование – процесс формирования, исправления, вычеркивания знаний, умений, навыков, отношений. 7. Психологическая коррекция – исправление выявленных знаний, умений, навыков отношений (групповая, индивидуальная, семейная). 8. Исследовательская – психологические исследования по различным направлениям. 9. Психологическая реабилитация – восстановление прежней репутации, знаний, умений, навыков, уверенности в себе. 10. Сопровождение экспериментальной работы в школе. 11. Психологический анализ уроков.
Направления работы психолога в образовании Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета и др.
Направления работы психолога в образовании Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: - по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов, - по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, созданию правил школы, в основе которых – уважение чести и достоинства всех ее граждан; - по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Направления работы психолога в образовании Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления: - причин возникновения проблем в обучении и развитии определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в процессе обучения - раннего выявления профессиональных и познавательных интересов - индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового психологического сопровождения.
Направления работы психолога в образовании Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Объект психологического обеспечения образовательного процесса: Учащиеся Индивидуальное сопровождение Коррекционные группы Работа с детьми «Группы риска» Факультатив психологического направления «Профессия-школьник» Подготовка к обучению в школе «Школа Будущего Первоклассника» Общешкольные диагностические, социологические исследования. Классно-обобщающий контроль
Объект психологического обеспечения образовательного процесса: Родители Родительские собрания (по классам, параллелям, общешкольные); Индивидуальное сопровождение Целевые и тематические семинары. Направления психологического обеспечения родителя: 1. Психологический родительский лекторий. 2. Родительские собрания. 3. Целевые (тематические) заседания. 4. Индивидуальные консультации. 5.Психолого-педагогическое просвещение родителей через выпуск газеты « Наше счастье- наши дети»