Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках в начальной школе Подготовила: Зайцева Ольга Викторовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 32» г. Краснотурьинска
Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. С. Т. Шацкий
Цель: выявить и обосновать роль дидактической игры на познавательную деятельность младших школьников, ее роль на развитие личности
Задачи: Выявить основные свойства дидактической игры; Выявить какую роль играет дидактическая игра в воспитании личности; Рассмотреть основные виды и структуру дидактических игр; Рассмотреть на примерах целесообразность использования дидактических игр на уроках; Сравнить урок с применением дидактических игр и без их применения
Роль игры в воспитании личности Возможности дидактической игры в воспитании основных качеств личности ребенка Умственное воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание Нравственное воспитание
1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос данетна всех Отдельн ые предмет. один с друзь- дми данетсильноне очень не пережива ю 2 класс класс класс Анкета 1. Нравится ли тебе играть на уроке? 2. На каких уроках тебе хотелось бы играть? 3. Как тебе нравится играть одному или с друзьями? 4. Хочешь ли ты всегда побеждать в игре? 5. Сильно ли ты переживаешь, если не получилось выиграть?
Виды дидактических игр Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним. Игры, включающие элементы поиска и творчества.
Структура дидактических игр Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Структурные составляющие дидактической игры Дидактическая задача Игровые действия Правила игры Результат подведения итогов
Игра на уроках математики Игры для индивидуальных заданий: «Помоги Незнайке» «Заполни кузовок» «Засели домик» «Продолжи ряд Буратино» «Посчитай вместе с Винни-Пухом» и другие Игры с классом: «Путешествие по кругу» «Молчанка» «Исправь ошибки сказочного героя» «Посчитай, не ошибись» и другие
Игра «Помоги пчёлке собрать мёд» – 2 5 – 2 8 – – 1
Игра «Наряди елочку»
Успеваемость по математике (2 – 4 классы)
Русский с настроением Игры на уроках русского языка «Подсказки» _е_в_чк_ в_р_н_ «Замени одним словом» 1. Маленький человек мужского пола (мальчик) «Выбери 3 слова» Найти 3 карточки с одинаковой орфограммой. Слова: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб «Собери слово» Красить Берёзка Пошёл Речка покраска
Познание окружающего мира через игру Игры на уроках окружающего мира «Что где растет?» «Овощи, фрукты» «Деревья, кустарники, травы» «Летает – не летает» «Домашние и дикие животные» «Телеграмма» «Аукцион слов» «Угадай группу»
Успеваемость по окружающему миру (2 – 5 классы)
Заключение Познавательно-игровая деятельность на уроках позволяет: О беспечить доступность изучения программного материала; Активизировать мыслительную деятельность учащихся, внимание, творческие силы и познавательную деятельность; Развивать наблюдательность, смекалку, самостоятельность, образное и логическое мышление; Серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.
Спасибо за внимание
В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: - Просвещение, 1995 А. Ундзенкова, О. Сагирова. Русский с увлечением. Екатеринбург, 1997 Е. А. Арбатова. Вставь букву. С.-П.: - Литера, 2005 Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. М.: - Первое сентября, 2000 Я иду на урок. Естествознание. М.: - Первое сентября, 2000 Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». М.: -Вако, 2004 Л. Ф. Тихомирова. Математика в начальной школе. М.: - Сфера, 2002 Л. В. Лазуренко. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград, Учитель – АСТ, 2005 Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Ярославль, Академия развития, 1998 Журнал «Начальная школа», 3, 5, 2004; 1, 2007 Используемые ресурсы