Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад 7 «Звёздочка» Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении детей дошкольного возраста город Лермонтов 2011 год Подготовила: старший воспитатель Лихоносова О.А.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». К.Д.Ушинский
Дифференцированное обучение обучение Индивидуальныйподход Индивидуальный подход форма организации учебной деятельности психолого-педагогический принцип
Индивидуальный подход коллективная и групповая деятельность развитие навыков общения и поведения
Индивидуальный подход в обучении Первичный сбор информации информация о социальных факторах, влияющих на личностное развитие ребёнка (социальный статус семьи, положение ребёнка в семье ) Методы: анкетирование родителей, беседа на организационном собрании, консультации после занятий.
Индивидуальный подход в обучении Первичный сбор информации информация о биологических факторах развития индивидуальности ребёнка (сведения о перенесенных заболеваниях, противопоказаниях, общем развитии ребёнка) информация о биологических факторах развития индивидуальности ребёнка (сведения о перенесенных заболеваниях, противопоказаниях, общем развитии ребёнка) Методы: анализ сведений из медицинских справок (например, постановка на учёт к невропатологу, болезненность, астеничность ребенка – указывают на необходимость индивидуального подхода с особым темпом работы); педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение.
Индивидуальный подход в обучении Вторичный сбор информации Проведение входной диагностики уровня развития познавательных процессов, развития различных навыков. Проведение входной диагностики уровня развития познавательных процессов, развития различных навыков. Наблюдение за Наблюдение за детьми в ходе непосредственной работы на занятии и в свободной деятельности.
Индивидуальный подход в обучении Вторичный сбор информации Приёмы работы: приём моделирования ситуаций приём анализа продуктов деятельности наблюдение за ребёнком в свободной деятельности, в игре
Индивидуальный подход в обучении Формы и методы учета индивидуальных особенностей в образовательном процессе: Учет возрастных особенностей через включение детей в игровую форму работы с использованием дидактических игр, здоровьесберегающих технологий
Учёт творческого потенциала ребёнка поощрение участия в различных мероприятиях Учет особенностей эмоциональной сферы ребёнка: для тревожных детей снижение значимости ситуации оценки, вторичное проговаривание инструкции, индивидуальный темп работы
Учет особенностей когнитивной сферы ребёнка: использование способов получения знаний с учетом ведущей репрезентативной системы
Учет особенностей поведенческой сферы: Приемы: построение занятия с учетом периода врабатываемости эмоциональное «заражение» опосредованная оценка дополнительная стимуляция
Способности ребёнка зависят от доминирования и развития полушарий мозга
Дифференцированный подход в обучении Для более специализированного развития индивидуальных особенностей или оказания помощи ребёнку в обучении на занятиях применяются приемы дифференцированного подхода: по степени умственного развития по степени помощи ребёнку по степени самостоятельности детей
Дифференцированный подход в обучении приемы дифференцированного подхода подбордифференцированныхзаданий контроль за результатом выделение групп детей
Дифференцированный подход в обучении Дети,работающиесамостоятельно Дети – консультанты Дети,требующиедополнительнойпомощи
Дифференцированный подход в обучении Для каждого ребенка есть своя мера трудности,. нижний её предел.
Дифференцированный подход в обучении Приёмыдифференцированного подхода подхода обучение с разделением по уровню усвоенияматериала обучение детей с разным уровнемвоспитанностиобучение с разделением по уровню развитияспособностейобучение с учётом с учётоминдивидуальныхособенностейребёнка
Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении
Используемые источники: Авдеев А.П. Дифференциация процесса обучения как условие формирования у учащихся стремления к самообразованию// Индивидуальный подход Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях // Проблемы соц. Педагогики. – М.: Педагогика Девина М.В. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в трудовом обучении: Сборник фестиваля «Открытый урок».- М.: ИД «Первое сентября»,