Автор разработки : Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы 3, г. Осинники
Повторите строение сложносочиненного предложения Задание 1: Ознакомьтесь с предложениями и запишите их в тетрадь.
Снег шуршит под ногами и ему уже больше не белеть на мостовой.
Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и необыкновенным запахом
Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
1. Снег шуршит под ногами и ему уже больше не белеть на мостовой. 2. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и необыкновенным запахом 3. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. 4. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. Задание 2: 1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания 2. Укажите номера сложносочиненных предложений. 1, 2
3. Найдите и укажите номер предложения с общим второстепенным членом Строение какого предложения соответствует схеме : [ неопред.- личное ] и [ безличное ]? 4
Закрепление материала Упражнения 64, 68, 71
Вывод Подчинительные союзы связывают придаточные предложения с главным, они не являются членами предложения ( если их опустить, предложение превращается в бессоюзное ). Союзные слова ( относительные местоимения и местоименные наречия ) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения ( опустить их нельзя ).
Задание Используя данные картинки, составьте сложноподчиненные предложения с союзом и союзными словами.
-Ч-Что в предложении использует И.С. Тургенев: подчинительный союз или союзное слово? Ответ обоснуйте. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев
Домашнее задание Повторить § 26, 205, 206 в учебнике «Теория», упражнения 69, 79