Автор: Гордеева Ольга Михайловна ГБОУ СОШ 72 заместитель директора по УВР
(1924–2001) Виктор Петрович Астафьев «СТРИЖОНОК СКРИП» Рассказ написан в 1961 году
Тест. Отметь верный ответ в проверочном листе. 1. Что увидел Скрип вылупившись из гнезда? А. Свою маму Б. своих братьев В. пятнышко света 2. Что произошло, когда стрижонок вылупился из яйца? А. он испугался Б. он задремал В. он позвал маму 3. Что мама в первый раз принесла стрижонку: А. Мошку Б. крошку хлеба В. капельку воды 4. Почему у Скрипа не было папы ? А. Он улетел Б. Его схватил быстрый сокол В. Его сшибли из рогатки мальчишки 5. Чем рассердил стрижонок свою маму? А. Хотел выйти из гнезда Б. Не пожелал есть В. Очень громко пищал 6. Что делали стрижи, когда на них нападал враг? А. испуганно улетали в свои норки Б. налетали вместе на врага В. Разлетались в разные стороны 7. Кто научил Скрипа летать? А. мама; Б. соседка; В. вожак; 8. В какой сборник можно поместить это произведение? А. сказочные истории Б. русские сказки В. Рассказы.
Какая фраза лучше помогает понять главную мысль текста? А Чужая сторона – дремучий бор. Б Охранять птиц – значит охранять природу. В Старый друг лучше новых двух. Сформулируйте главную мысль текста. Ваше мнение!
1 группа 3 группа 4 группа Каждая группа выполняет свое задание и выносит на общее обсуждение сделанные в группе выводы. 2 группа
Разделить текс на части и составить его план + Рассказ назвали «Стрижонок Скрип». Почему? Придумайте свое название рассказа. Обоснуйте.
Словарная работа Бесцеремонно –просто, свободно… п р о д о л ж и! Храбрый –отважный, доблестный… п р о д о л ж и! Яр: место, заросшее непроходимым лесом или крутой берег, обрыв в ы б е р и! 2. Соедини стрелками слова с их пояснениями: Минута в минуту совсем не обиделся Ни капельки не обиделся отругали Получил нагоняй вовремя Вспомни, какие ты знаешь фразеологизмы. Какая пословица могла бы быть названием рассказа?
Подготовьтесь и прочитайте по ролям. Как Скрип научился летать? Почему Скрип оказался в руках у ребят? Что он почувствовал в этот момент? Как писатель относится к поступку мальчиков? Отчего стрижи стали беспокоится? Почему прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова? Подумай, что В.П. Астафьев мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа?
Что ты можешь сказать об авторе этого произведения? Как автор относится к природе? Зачем писатель использует приемы сравнения? Найдите их в тексте. Чем отличается художественный текст от научно-познавательного? Как это текст? Объясни.
Какая фраза лучше помогает понять главную мысль текста? А Чужая сторона – дремучий бор. Б Охранять птиц – значит охранять природу. В Старый друг лучше новых двух. Сформулируйте главную мысль текста. Ваше мнение!
Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!!!
Полезным ли для Вас был урок? Оцените свою деятельность на уроке.
Список литературы Л.Ф.Климанова и др.. учебник «Литературное чтение» 4 класс Осипова А. А. Концепты «Жизнь» и «Смерть» в художественной картине мира В. П. Астафьева: Монография. М.: Флинта, Наука, с.