Воспитание и образование: Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. век XVIIIи век XXI К. Прутков
«Можно без риска сказать, что «Недоросль» доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем...» - писал замечательный русский историк В.О. Ключевский. Согласны ли вы с мнением автора этих слов? Почему?
Комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» более двухсот лет Как вы думаете, почему её сейчас изучают в школе?
- что означает данное слово? «Недоросль»: - какие ассоциации оно у вас вызывает? - что вы знаете о воспитании и образовании в XVIII веке?
Что нам интересно? Что такое воспитание и образование? Какие проблемы воспитания и образования личности поднимает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»? Почему мыслители XVIII века рассматривали воспитание и образование как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека? Актуально ли произведение XVIII века сегодня? Почему? Почему и в наше время появляются Митрофаны? Какие новые, современные черты они приобретают? Каковы пути решения проблем, связанных с воспитанием и образованием положительной личности в XXI веке?
Почему проблемы воспитания и образования личности являются вечными? Основной вопрос
Исследовательские группы: Д.И. Фонвизин «НЕДОРОСЛЬ» Историки Биографы Литературоведы Исследователи Актёры
1. Изучить эпоху второй половины XVIII века, на фоне которой происходит действие комедии «Недоросль». 2.Выявить, какая общественно-политическая ситуация повлияла на содержание пьесы Д.И. Фонвизина. 3. Провести синтез изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде буклета. План работы группы историков:
План работы группы биографов: 1. Проанализировать монографические работы, посвящённые жизни и творчеству писателя. 2. Ответить на вопросы: Что привнёс Д.И. Фонвизин в русскую драматургию? почему проблемы воспитания и образования он считал государственными? 3. Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде презентации.
1. Выявить проблемы комедии «Недоросль». 2. Определить основной конфликт произведения. 3. Проанализировать особенности композиции пьесы. 4. Сделать выводы и представить результаты работы в виде Вики-статьи. План работы группы литературоведов:
План работы группы исследователей: 1. Опираясь на текст произведения, охарактеризовать Митрофана и его окружение. 2. Привести в систему процесс воспитания недоросля и сопоставить его с представлениями о воспитании Стародума. 3. Определить уровень воспитанности Митрофанушки и сравнить его с уровнем воспитанности класса в %. 4. Представить результаты исследования в виде публикации.
1. Распределить роли: Митрофан, госпожа Простакова, Скотинин, Стародум, Вральман и Еремеевна. 2. Продумать костюм, жесты и мимику героя, а также очередность его выступления. 3. Создать самостоятельный монолог персонажа, опираясь на текст комедии, пытаясь сохранить особенности речи героя. 4. Подготовить инсценировку эпизодов комедии. План работы группы актёров:
Методы исследования: Анализ изученных материалов Сравнение полученных данных Синтез как самостоятельная часть исследования
Конечный итог работы: Диспут «Воспитание и образование: век XVIII и век XXI»
Список рекомендованной литературы: 1. Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. 2. Вяземский П.А. Фонвизин. 3. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина. (Опыт исторического объяснения учебной пьесы). 4. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. 5. Рассадин Ст. Фонвизин. 6. Стричек А. Денис Фонвизин. Россия эпохи Просвещения. 7. Фонвизин в русской критике. – М., 1958.
Успехов в вашей работе!