Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Физкультурно - оздоровительного направления развития воспитанников 356 СЕКРЕТЫ ЦВЕТА Подготовила: Воспитатель по изобразительной деятельности 1 категории Согрина Ольга Викторовна Челябинск 2010
СЕКРЕТЫ ЦВЕТА Красный, синий, желтый, зеленый- любимые цвета малышей, в руках которых оказались краски. В своих первых рисунках, дети изображают ярко-желтое солнце, синее небо, зеленую траву... Но становясь старше, ребенок замечает, что в природе существует множество цветовых оттенков. Оказывается, небо не всегда бывает синим, а море может быть зеленым, даже красным. Маленький художник начинает вглядываться в окружающий мир, стараясь понять и передать увиденное в своих рисунках. Цвет- дети выделяют сразу, он яркий, с ним можно играть, связывать с настроением. Постепенно, усложняя задания, в занятия включаются изобразительные термины, которые специально не заучиваются ребенком, а обыгрываются. Дети узнают, что такое теплые и холодные цвета, светотень, яркие и прозрачные цвета, цветовые пятна, цветовая гамма. Можно ли получить другой цвет, имея под рукой три краски красную, желтую, синюю, и какие цвета нужно считать основными, а какие дополнительными ?
Вопросам теории изобразительной грамоты посвящено немало литературы, издано множество методических пособий, в которых раскрываются отдельные теоретические положения художественного мастерства. Каким образом все эти знания донести до ребенка так, чтобы это не превратилось в скучное заучивание, а было интересно и понятно. В детском саду 356, в изостудии стена оформлена «веселыми картинками», но эти картинки несут в себе познавательный характер. Так например под потолком расположены облака по парам, а из них капают капли дождя (красное облако и желтое облако-капли дождя оранжевые, или синее облако и желтое облако- капли дождя зеленые) -для занятий на смешивание основных цветов, всегда перед глазами детей. Дети приходят на занятия в изостудию, с удовольствием рассматривают картинки на стене, а главное ненавязчиво запоминают, объясняют друг другу, смешивают краски на палитре, а от полученного результата восторгу нет предела. Радуга на стене - для лучшего усвоения цвета, а веселый стишок знают все дети: КАЖДЫЙ- красный ОХОТНИК- оранжевый ЖЕЛАЕТ- желтый ЗНАТЬ- зеленый ГДЕ- голубой СИДИТ- синий ФАЗАН- фиолетовый.
Основные задачи: -Заинтересовать детей экспериментировать с красками трех основных цветов, используя наименьшее количество красок, создавать наибольшее смешение цветов. Выбеливать основной тон для получения более светлого. Называть и различать семь цветов радуги. -Развивать цветовосприятие на примере сезонного изменения природы, в творческих работах использовать теплую и холодную цветовые гаммы
Конспекты занятий по изобразительной деятельности «Радуга- дуга» Задача: показать на примере живописной работы цветовой порядок красок в радуге. Материал: семь красок для радуги. Заготовка фона в виде дуги из белой бумаги для каждого ребенка. Задание: в определенной последовательности заполнить красками фон в виде дуги. Краски для работы детям лучше выдавать постепенно. Каждый новый цвет наносится только после заполнения фона предыдущим, чтобы работа не была размазана. Название цвета нужно проговаривать вслух. Ход занятия: Педагог: «Ребята, вы уже успели заметить, как много красок вокруг. и как художник, используя их, создает красивые картины. Но не только человек умеет создавать красоту. Сама природа творит прекрасное. Вы видели, какие картины у нее получились. Краски для своих работ природа берет у радуги. Приходилось ли вам видеть ее на небе? Если нет, посмотрите на эту картину. На ней изображена радуга. Узнаете цвета, из которых она составлен? Это цвета которыми рисует художник. Вот они у него на палитре. Назовем их по порядку. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Именно в таком порядке краски расположены в радуге. А чтобы было легче запомнить, есть веселый стишок : КАЖДЫЙ- красный ОХОТНИК- оранжевый ЖЕЛАЕТ- желтый ЗНАТЬ- зеленый ГДЕ- голубой СИДИТ- синий ФАЗАН- фиолетовый А теперь, давайте каждый из вас нарисует свою радугу.»
«Каким будет новый цвет?» Задача: познакомить детей с особенностями смешивания трех красок- красной, желтой, синей, для получения новых цветов. Материал: гуашь, палитра, кукла Карандаш, рисунок художника, рисунки- заготовки фруктов и овощей (выполненные графически). Задание: смешать краски на палитре, закрасить фрукты и овощи тем цветом, для которого фрукта или овоща он подходит. Ход занятия: Педагог: « Карандаш обратился за помощью к художнику. В волшебной стране девочки-краски поссорились. Краски поспорили между собой, кто самая главная, и решили спросить об этом Карандаша. Но он не знал, как поступить, кого выбрать самой главной краской. Что же делать? И художник придумал. Он нарисовал картину- большую тарелку, а в ней фрукты и овощи- и пригласил три краски: красную, синюю и желтую. - Вам без меня не обойтись!- закричала фиолетовая краска. - А без меня тем более!- выкрикивала зелёная. - И без меня ничего не получится!- закончила оранжевая. ТАК ЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ? « Давайте попробуем смешать краски по очереди и посмотрим что получится», - предложил художник. ( Педагог на палитре смешивает красную и желтую краски- полученный оранжевый цвет можно использовать для окрашивания апельсина. Затем синяя и красная- фиолетовый цвет для свеклы и баклажана. Синий и желтый- зеленый для огурца и винограда). Оказывается, ребята, можно и из трех красок получить другие цвета, надо только уметь их правильно подбирать. Хотите попробовать сделать это сами? Тогда не забудьте смешать краски на палитре и уже новым цветом заполнить рисунок овощей и фруктов».
Используемая литература: 1.Н.В.Дубровская «Приглашение к творчеству» Санкт- Петербург «детство-пресс» 2004 год.