Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ лицея 176 Г.Новосибирска Поповцева Наталья Александровна
«Читать – это еще ничего не значит, - что читать и как понимать – вот в чем главное дело» (К.Д.Ушинский)
Цель учителя литературы Воспитание потребности во вдумчивом, оценочном отношении к прочитанному для постижения учащимися нравственно-эстетического опыта человечества и определения своего места в мире
Задачи учителя литературы Развивать умение проводить многоаспектный анализ текста произведения Развивать умение проводить многоаспектный анализ текста произведения Формировать понимание социально-исторической и нравственно-философской проблематики произведения Формировать понимание социально-исторической и нравственно-философской проблематики произведения Помогать учащимся воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях Помогать учащимся воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях Формировать умение рассматривать характеры героев как отражение эпохи Формировать умение рассматривать характеры героев как отражение эпохи Помогать школьникам постигать философский мир писателя и определять авторскую позицию Помогать школьникам постигать философский мир писателя и определять авторскую позицию Развивать умение исследовать образную структуру и особенности языка, усваивать понятия теории и истории литературы, традиций и новаторства Развивать умение исследовать образную структуру и особенности языка, усваивать понятия теории и истории литературы, традиций и новаторства
Особенности авторской программы Новый подход в осмыслении историко- литературного процесса; Новый подход в осмыслении историко- литературного процесса; восприятие художественных произведений в контексте развития истории, философии и мировой культуры; восприятие художественных произведений в контексте развития истории, философии и мировой культуры; формирование нравственных категорий, основанных не на классовых, а на общечеловеческих ценностях. формирование нравственных категорий, основанных не на классовых, а на общечеловеческих ценностях.
Методическая цель создать на уроке проблемную ситуацию, столкнуть разные точки зрения на литературный процесс; формировать исторически взвешенный взгляд на литературу; объемно и зримо воссоздать Образ времени; летописно проследить смену жанров, стилей, языка произведений
Ведущие принципы построения программы художественно-эстетический; художественно-эстетический; литературоведческий; литературоведческий; нравственно-философский; нравственно-философский; принцип вариативности принцип вариативности
Художественно-эстетический принцип Изучаемые произведения – образцы словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство красоты, гармонии, учат понимать прекрасное в жизни, формируют собственное отношение к действительности. учат понимать прекрасное в жизни, формируют собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип Рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, художественная форма, композиция. композиция.
Нравственно-философский принцип Определение места художественного произведения в истории мировой культуры, установление связи и законов развития общества и природы, истории человечества; Определение места художественного произведения в истории мировой культуры, установление связи и законов развития общества и природы, истории человечества; изучение произведений художественной литературы в тесной связи с философскими течениями, определяющими авторскую позицию и идейно- композиционную структуру произведения изучение произведений художественной литературы в тесной связи с философскими течениями, определяющими авторскую позицию и идейно- композиционную структуру произведения
Принцип вариативности дает учителю и учащимся право выбора авторов и произведений, а также пути изучения данной темы.
Структура программы Литература на рубеже веков. Основные тенденции развития Литература на рубеже веков. Основные тенденции развития Русская классическая литература XX века. (И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький) Русская классическая литература XX века. (И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький) Поэзия Серебряного века Поэзия Серебряного века Монографические темы, связанные с творчеством А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского Монографические темы, связанные с творчеством А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского Тема гражданской войны в русской литературе Тема гражданской войны в русской литературе Личность в условиях несвободы тоталитарной системы. Строительство социализма и коллективизация. Лагерная тема Личность в условиях несвободы тоталитарной системы. Строительство социализма и коллективизация. Лагерная тема Тема Великой Отечественной войны в русской литературе Тема Великой Отечественной войны в русской литературе Литература х годов: Литература х годов: - нравственные проблемы; - нравственные проблемы; - деревенская проза; - деревенская проза; - литература андеграунда. - литература андеграунда. Основные тенденции новейшей литературы. Основные тенденции новейшей литературы. Литература Русского зарубежья. Литература Русского зарубежья.
Используемые технологии личностно-ориентированная технология И.С.Якиманской; личностно-ориентированная технология И.С.Якиманской; технология индивидуализации и дифференциации; технология индивидуализации и дифференциации; коллективных способов обучения и групповой работы; коллективных способов обучения и групповой работы; технологии эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием опорных конспектов и структурно-логических схем; технологии эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием опорных конспектов и структурно-логических схем; информационно-коммуникационные технологи; информационно-коммуникационные технологи; технологии проблемного обучения. технологии проблемного обучения.
Методы обучения проблемные; проблемные; интегрированные с историей, философией, информатикой, мировой художественной культурой, искусством; интегрированные с историей, философией, информатикой, мировой художественной культурой, искусством; частично-поисковые; частично-поисковые; исследовательские; исследовательские; практические; практические; проектные методы. проектные методы.
Формы аттестации Написание сочинений; Написание сочинений; исследовательские работы; исследовательские работы; выполнение учебных проектов; выполнение учебных проектов; защита рефератов и презентаций; защита рефератов и презентаций; контрольные работы, тестирование; контрольные работы, тестирование; олимпиады; олимпиады; участие в научно-практической конференции; участие в научно-практической конференции; устный журнал; устный журнал; литературный салон; литературный салон; литературно-музыкальная композиция и т.п. литературно-музыкальная композиция и т.п.