Профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Профессиональная компетентность учителя – это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности;
Решать проблемы в сфере учебной деятельности; Умение определять цели познавательной деятельности; Умение организовывать свою деятельность; Выбирать необходимые источники информации; Находить оптимальные способы добиваться поставленной цели; Умение сотрудничать с другими ; Оценивать полученные результаты;
Использование активных форм проведения занятий предполагает: Использование коллективных способов работы; Развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску; Заинтересованное отношение к учебному материалу ; Активизация деятельности учащихся; Овладение способами управления коллективной деятельностью; Становление новых отношений между учителем и учащимися; Оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе.
Активные формы и способы организации занятий помогают решить проблемы и противоречия: между мотивацией и стимуляцией обучения; между пассивно-созерцательными и активно- преобразовательными видами учебной деятельности; между психологическим комфортом и дискомфортом; между воспитанием и обучением; между индивидуальным развитием и стандартами обучения;
Нестандартные уроки уроки с измененными способами организации: урок-лекция «Парадокс», лекция – обзор, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок взаимоконтроля; уроки, опирающиеся на фантазию: урок сказка, урок – осмотр выставки, урок вернисаж, театрализованный урок (спектакль, салон, студия, сюрприз),; уроки, имитирующие какое-либо занятие или виды работ: урок – экскурсия, урок – заочная экскурсия, урок – комплексная экскурсия, урок – экспедиция, урок – защита туристических проектов; уроки с игровой состязательной основой: урок – ролевая игра, урок КВН, «Поле Чудес», урок состязание, урок конкурс; уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала: урок взаимообучения; урок-размышление, урок – устный журнал, урок – диалог;
Творческие принципы: Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении; Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; Поддержка альтернативности, множественности мнений; Развитие функции общения на уроке; Использование оценки в качестве формирующего инструмента.