Урок - презентация на тему : « Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзом КАК ». Учитель русского языка и литературы Втюрина Т. Н.
Формирование умений узнавать сравнительный оборот. Ознакомление с основными случаями постановки знаков препинания при сравнительном обороте.. Закрепление умения различать синтаксические конструкции с союзом КАК. Развитие коммуникативных и информационных умений. Привитие навыков любви к родному слову.
ХОД УРОКА 1. Организационный момент. ( Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.) 2. Объяснение нового материала.
1. Он обозначает уподобление, никаких других оттенков не содержат ( КАК имеет значение « подобно ») Как чайка, парус там белеет. ( М. Лермонтов ) Степь уходила вдаль, Обширная и ровная, как море. ( Л. Соболев ).
2. Оборот начинается словосочетанием КАК И В её глазах, как и во всем лице, было что - то необычное.
3. В основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. ( Н. Гоголь ). Черты лица его были те же, как и у сестры. ( Л. Толстой ).
4. Оборот выражается сочетанием КАК ПРАВИЛО, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК ОБЫЧНО, КАК ВСЕГДА, КАК ПРЕЖДЕ, КАК СЕЙЧАС, КАК ТЕПЕРЬ, КАК НАРОЧНО и др. Занятия начались, как обычно, в девять часов. Помню, как сейчас, свою первую учительницу. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу. Вчерашний день прошел как обычно.( т. е. по обыкновению )
И подлинно как жар червонец заиграл. Ямщик был в таком же изумлении как и сам француз от предложения Дубровского. Как и на прошлогодних соревнованиях впереди оказались спортсмены России. Как нарочно в кармане не было ни копейки.
И подлинно, как жар, червонец заиграл. ( имеет значение « подобно »). Ямщик был в таком же изумлении, как и сам француз от предложения Дубровского.( есть в основной части предложения указательное слово ). Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены России.( оборот начинается с КАК И ). Как нарочно, в кармане не было ни копейки.( оборот выражается сочетанием КАК НАРОЧНО ).
1. Если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение ( обычно образа действия на вопрос КАК ?) Как дым рассеялись мечты.( М. Лермонтов ). ( ср. рассеялись дымом ). Как демон коварна и зла.( М. Лермонтов ) ( ср. демонически коварна ). Примечание : Обычно обороты с КАК в этих случаях можно заменить творительным падежом существительного или наречием..
2. Если основное значение оборота - приравнивание или отождествление Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей …( М. Лермонтов ). ( ср. … любил меня, считая своей собственностью..)
3. Если союз КАК имеет значение « в качестве » или оборот с союзом КАК ( приложение ) характеризует предмет с какой - либо одной стороны. Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. ( А. Пушкин ). Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста.
4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связана со сказуемым ( обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота ). Как ребенок душою я стал. ( И. Тургенев ) Я смотрел как очарованный. ( Арсеньев )
5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ - В - ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРЯМО, ПРОСТО и др. Было светло почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.
Если оборот имеет характер устойчивого сочетания Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. ( А. Чехов ).
Белый как лунь, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, дрожит как осиновый лист, катался как сыр в масле, красный как рак, летит как стрела, похожи как две капли воды, свеж как огурчик, слушал как завороженный, мрут как мухи, как в воду канул, голодный как волк и др.
Все относились к Ване как к своему человеку. Как зарницы огни запылали, как огненный дождь с неба упали. Мы знаем Индию как страну древней культуры. Волосы у девочки вьются точь - в точь как у матери. Надо сказать лекарю, чтобы он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока.
Все относились к Ване как к своему человеку. ( оборот образует именную часть составного сказуемого ) Как зарницы огни запылали, как огненный дождь с неба упали. ( можно заменить творительным падежом существительного ). Мы знаем Индию как страну древней культуры. ( союз КАК имеет значение в « качестве »). Волосы у девочки вьются точь - в точь как у матери.( предшествует слово ТОЧЬ - в - ТОЧЬ ). Надо сказать лекарю, чтобы он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока. ( оборот имеет характер устойчивого сочетания ).
Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А ). Отец и мать ей как чужие. Б ) Как нарочно в кармане не было ни копейки. В ). Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика.
Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием.( знаки препинания не расставлены ) А ). Она сама ходила как дикая. Б ). Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. В ). Наш герой дрожит как осиновый лист.
Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А ). Это кто такие и что им надобно ?. Б ). Важно не что он сказал, а как он сказал. В ). Он поступил не как друг.
Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого ? А ). Один как изумруд, другие как коралл. Б ). Старик заплакал как дитя. В ). Я через всю жизнь как через тысячу лет пронес это воспоминание.
Задание 5. В каком предложении нет запятой. ( знаки препинания не расставлены ) А ). В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. Б ). Все вокруг какое - то церковное, и маслом пахло так же крепко как в церкви. В ). На улице было много людей как в праздник.
1 - Б 2 - В 3 - В 4 - А 5 - А
Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А ). Отец и мать ей как чужие. ( Именное сказуемое ) Б ). Как нарочно в кармане не было ни копейки. ( Оборот с КАК НАРОЧНО ) В ). Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика. ( Употреблено в качестве )
Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием. А ) Она сама ходила как дикая. Б ) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. В ) Наш герой дрожит как осиновый лист.
Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А ). Это кто такие и что им надобно ?. ( Это простое предложение ) Б ). Важно не что он сказал, а как он сказал. ( Союз КАК во второй части СП ) В ) Он поступил не как друг.
Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого ? А ). Один как изумруд, другие как коралл. ( сказуемое КАК ИЗУМРУД, КАК КОРАЛЛ ) Б ). Старик заплакал, как дитя. ( Старик – подлежащее, заплакал - сказуемое, как дитя - сравнительный оборот ) В ). Я через всю жизнь, как через тысячу лет, пронес это воспоминание. ( Я – подлежащее, пронес – сказуемое, « как через тысячу лет »- сравнительный оборот.)
Задание 5. В каком предложении нет запятой. А ). В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. ( нет запятой, ибо обстоятельственное значение ) Б ). Все вокруг какое - то церковное, и маслом пахло так же крепко, как в церкви. ( Есть запятая, т. к. есть слово ТАК ) В ). На улице было много людей, как в праздник. ( Есть запятая, так как со значением уподобления, « подобно »)
Если допустили много ошибок, не печальтесь ! Поработайте над этой темой дома и выполните тест еще раз …
В произведениях художественной литературы найти 5-6 предложений со сравнительными оборотами и объяснить знаки препинания..
1. Русский язык 8 класс под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.« Дрофа » Д. Э. Розенталь. « Справочник по правописанию и литературной правке ». Айрис Рольф Программы для общеобразовательных учреждений 5-9, классы. М. « Экзамен » М