Урок - презентация на тему : « Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзом КАК ». Учитель русского языка и литературы Втюрина Т. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.И.Тютчев) Её глаза как два тумана,
Advertisements

8 класс Русский язык Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот со словом как Урок закрепления знаний, умений, навыков.
Знаки препинания при сравнительных оборотах Выполнила: Асалинская Диана.
Урок 27 Наличие и отсутствие запятой перед союзом как.
Расставьте знаки препинания. Его бывалого охотника заинтересовало это явление. Владимир Даль ровесник и друг Пушкина и тоже писатель по образованию был.
Запятая в конструкциях с союзом КАК Материалы к повторительно- обобщающему уроку русского языка в классе.
МОУ ВСШ 2 Город Ветлуга, Нижегородская область Урок - презентация на тему : « СПП с несколькими придаточными. Учитель русского языка и литературы Т. Н.
Знаки препинания при сравнительном обороте Составила: Тарасенко С.И. учитель русского языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя.
Как-союз Например:Порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом (Б.Пастернак)
Знаки препинания в предложениях с союзом КАК Работа выполнена учителем ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург Завьяловой Татьяной Васильевной ©ZavyalovaT.V.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные.
Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как».
Урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ 20»
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Способы выражения сказуемого. Часть 3. Предисловие Эта презентация поможет вам подготовиться к выполнению тестовых заданий В 9 и В 12. Вот как они сформулированы.
Проблемный вопрос: В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в каких тире? В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в.
Выражение сравнения Выражение сравнения в простом предложении.
Уроки Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия. Цель урока: Формирование умений различать СПП с указанными видами придаточных.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Транксрипт:

Урок - презентация на тему : « Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзом КАК ». Учитель русского языка и литературы Втюрина Т. Н.

Формирование умений узнавать сравнительный оборот. Ознакомление с основными случаями постановки знаков препинания при сравнительном обороте.. Закрепление умения различать синтаксические конструкции с союзом КАК. Развитие коммуникативных и информационных умений. Привитие навыков любви к родному слову.

ХОД УРОКА 1. Организационный момент. ( Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.) 2. Объяснение нового материала.

1. Он обозначает уподобление, никаких других оттенков не содержат ( КАК имеет значение « подобно ») Как чайка, парус там белеет. ( М. Лермонтов ) Степь уходила вдаль, Обширная и ровная, как море. ( Л. Соболев ).

2. Оборот начинается словосочетанием КАК И В её глазах, как и во всем лице, было что - то необычное.

3. В основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. ( Н. Гоголь ). Черты лица его были те же, как и у сестры. ( Л. Толстой ).

4. Оборот выражается сочетанием КАК ПРАВИЛО, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК ОБЫЧНО, КАК ВСЕГДА, КАК ПРЕЖДЕ, КАК СЕЙЧАС, КАК ТЕПЕРЬ, КАК НАРОЧНО и др. Занятия начались, как обычно, в девять часов. Помню, как сейчас, свою первую учительницу. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.

Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу. Вчерашний день прошел как обычно.( т. е. по обыкновению )

И подлинно как жар червонец заиграл. Ямщик был в таком же изумлении как и сам француз от предложения Дубровского. Как и на прошлогодних соревнованиях впереди оказались спортсмены России. Как нарочно в кармане не было ни копейки.

И подлинно, как жар, червонец заиграл. ( имеет значение « подобно »). Ямщик был в таком же изумлении, как и сам француз от предложения Дубровского.( есть в основной части предложения указательное слово ). Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены России.( оборот начинается с КАК И ). Как нарочно, в кармане не было ни копейки.( оборот выражается сочетанием КАК НАРОЧНО ).

1. Если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение ( обычно образа действия на вопрос КАК ?) Как дым рассеялись мечты.( М. Лермонтов ). ( ср. рассеялись дымом ). Как демон коварна и зла.( М. Лермонтов ) ( ср. демонически коварна ). Примечание : Обычно обороты с КАК в этих случаях можно заменить творительным падежом существительного или наречием..

2. Если основное значение оборота - приравнивание или отождествление Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей …( М. Лермонтов ). ( ср. … любил меня, считая своей собственностью..)

3. Если союз КАК имеет значение « в качестве » или оборот с союзом КАК ( приложение ) характеризует предмет с какой - либо одной стороны. Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. ( А. Пушкин ). Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста.

4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связана со сказуемым ( обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота ). Как ребенок душою я стал. ( И. Тургенев ) Я смотрел как очарованный. ( Арсеньев )

5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ - В - ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРЯМО, ПРОСТО и др. Было светло почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.

Если оборот имеет характер устойчивого сочетания Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. ( А. Чехов ).

Белый как лунь, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, дрожит как осиновый лист, катался как сыр в масле, красный как рак, летит как стрела, похожи как две капли воды, свеж как огурчик, слушал как завороженный, мрут как мухи, как в воду канул, голодный как волк и др.

Все относились к Ване как к своему человеку. Как зарницы огни запылали, как огненный дождь с неба упали. Мы знаем Индию как страну древней культуры. Волосы у девочки вьются точь - в точь как у матери. Надо сказать лекарю, чтобы он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока.

Все относились к Ване как к своему человеку. ( оборот образует именную часть составного сказуемого ) Как зарницы огни запылали, как огненный дождь с неба упали. ( можно заменить творительным падежом существительного ). Мы знаем Индию как страну древней культуры. ( союз КАК имеет значение в « качестве »). Волосы у девочки вьются точь - в точь как у матери.( предшествует слово ТОЧЬ - в - ТОЧЬ ). Надо сказать лекарю, чтобы он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока. ( оборот имеет характер устойчивого сочетания ).

Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А ). Отец и мать ей как чужие. Б ) Как нарочно в кармане не было ни копейки. В ). Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика.

Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием.( знаки препинания не расставлены ) А ). Она сама ходила как дикая. Б ). Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. В ). Наш герой дрожит как осиновый лист.

Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А ). Это кто такие и что им надобно ?. Б ). Важно не что он сказал, а как он сказал. В ). Он поступил не как друг.

Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого ? А ). Один как изумруд, другие как коралл. Б ). Старик заплакал как дитя. В ). Я через всю жизнь как через тысячу лет пронес это воспоминание.

Задание 5. В каком предложении нет запятой. ( знаки препинания не расставлены ) А ). В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. Б ). Все вокруг какое - то церковное, и маслом пахло так же крепко как в церкви. В ). На улице было много людей как в праздник.

1 - Б 2 - В 3 - В 4 - А 5 - А

Задание 1. В КАКОМ СЛУЧАЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ. А ). Отец и мать ей как чужие. ( Именное сказуемое ) Б ). Как нарочно в кармане не было ни копейки. ( Оборот с КАК НАРОЧНО ) В ). Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика. ( Употреблено в качестве )

Задание 2. Найдите предложение с устойчивым словосочетанием. А ) Она сама ходила как дикая. Б ) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. В ) Наш герой дрожит как осиновый лист.

Задание 3. Найдите предложение со сравнительным оборотом. А ). Это кто такие и что им надобно ?. ( Это простое предложение ) Б ). Важно не что он сказал, а как он сказал. ( Союз КАК во второй части СП ) В ) Он поступил не как друг.

Задание 4. В каком предложении оборот составляет именную часть составного сказуемого ? А ). Один как изумруд, другие как коралл. ( сказуемое КАК ИЗУМРУД, КАК КОРАЛЛ ) Б ). Старик заплакал, как дитя. ( Старик – подлежащее, заплакал - сказуемое, как дитя - сравнительный оборот ) В ). Я через всю жизнь, как через тысячу лет, пронес это воспоминание. ( Я – подлежащее, пронес – сказуемое, « как через тысячу лет »- сравнительный оборот.)

Задание 5. В каком предложении нет запятой. А ). В гневе он как гром загремел как сталь засверкал. ( нет запятой, ибо обстоятельственное значение ) Б ). Все вокруг какое - то церковное, и маслом пахло так же крепко, как в церкви. ( Есть запятая, т. к. есть слово ТАК ) В ). На улице было много людей, как в праздник. ( Есть запятая, так как со значением уподобления, « подобно »)

Если допустили много ошибок, не печальтесь ! Поработайте над этой темой дома и выполните тест еще раз …

В произведениях художественной литературы найти 5-6 предложений со сравнительными оборотами и объяснить знаки препинания..

1. Русский язык 8 класс под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.« Дрофа » Д. Э. Розенталь. « Справочник по правописанию и литературной правке ». Айрис Рольф Программы для общеобразовательных учреждений 5-9, классы. М. « Экзамен » М