«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей
Семинар-практикум проводит специалист ГБОУ ЦО 1631 Иванова Елена Николаевна, учитель-логопед высшей категории Москва, 2012 г.
Дислексия Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Чтение Сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речеслуховой речедвигательный
Процесс чтения Зрительное восприятие букв; Различение и узнавание букв; Соотнесение букв с соответствующими звуками; Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание; Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.
Процесс чтения Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением; Смысловая сторона. Понимание читаемого определяется характером восприятия.
Ступени формирования навыка чтения Овладение звуко-буквенными обозначениями; Послоговое чтение; Становление синтетических приёмов чтения; Синтетическое чтение.
Условия успешного овладения навыком чтения 1. Сформированность устной речи, фонетико- фонематической её стороны: Произношения; Дифференциации фонем; Фонематического анализа и синтеза. 2.Лексико-грамматического анализа и синтеза; 3.Лексико-грамматического строя речи; 4. Достаточное развитие пространственных представлений; 5. Зрительного анализа, синтеза.
Этиология дислексии (причины) 1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах); 2. Наличие патологических факторов ( их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период); Патология беременности и родов; Патология беременности и родов; Асфиксия; Асфиксия; «Цепочка» детских инфекций; «Цепочка» детских инфекций; Травмы головы. Травмы головы. 3. Органические поражения зон головного мозга; 4. Социальные факторы;
Функциональные причины Длительные соматические заболевания; Длительные соматические заболевания; Неправильная речь окружающих; Неправильная речь окружающих; Двуязычие; Двуязычие; Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых; Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых; Дефицит речевых контактов Дефицит речевых контактов
Расстройства чтения часто наблюдается у детей: С минимальной мозговой дисфункцией (ММД); С задержкой психического развития (ЗПР); С тяжёлыми нарушениями устной речи; С церебральными параличами; С нарушениями слуха; У детей с интеллектуальной недостаточностью.
Симптоматика дислексии 1. Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.); 2. Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова; 3. Искажения звуко-слоговой структуры слова : пропуски согласных при стечении; согласных и гласных при отсутствии стечения; добавлениях; перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
Симптоматика дислексии 4. Нарушения понимания прочитанного; 5. Аграмматизмы при чтении: нарушения падежных окончаний; согласования существительного и прилагательного; окончаний глаголов; и др.
Опасности Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе; робость; тревожную мнительность; озлобленность; агрессивность; Склонность к негативным реакциям.
Литература Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой, Москва, «Просвещение», 1989 г. Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников, С.-Петербург, «Союз», 1998 г.