МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Урок литературы в 6 классе по технологии Б.С. Дыхановой « МИФ ОБ АДАМЕ И ЕВЕ и его нравственный смысл» автор работы: учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Сорокина Ирина Тимофеевна
СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПО БИБЛЕЙСКОМУ ТЕКСТУ
И создал Бог человека из праха земного… Что означает слово «прах»? Что означает слово «прах»? Знакомо ли вам выражение «всё пошло прахом»? Знакомо ли вам выражение «всё пошло прахом»?
Древнерусское слово «прах» означало «пыль», в современном русском языке обрело значение чего-то омертвевшего, превратившегося в ничто. Древнерусское слово «прах» означало «пыль», в современном русском языке обрело значение чего-то омертвевшего, превратившегося в ничто.
Насадил Бог рай в Едеме на востоке… Что означают слова «рай» и «Едем»? Что означают слова «рай» и «Едем»?
Имя одной Фисон…обтекает землю Хавила Имеют ли какое-то отношение к действительности географические названия? Имеют ли какое-то отношение к действительности географические названия? Какие из таких названий содержит текст? Какие из таких названий содержит текст?
Знайте! Фисон – одна из четырёх рек, обтекавших землю Хавила, местоположение которой неизвестно. Фисон – одна из четырёх рек, обтекавших землю Хавила, местоположение которой неизвестно. Гихон – вторая из четырёх райских рек, обтекающая землю Куш. Предполагается Эфиопия и река Нил. Гихон – вторая из четырёх райских рек, обтекающая землю Куш. Предполагается Эфиопия и река Нил.
Возделывать и хранить сад Едемский Связаны ли по значению слова «возделывание» и «культура»? Связаны ли по значению слова «возделывание» и «культура»? Чем «возделывать» отличается от «делать»? Чем «возделывать» отличается от «делать»?
И заповедал Господь Бог человеку… Чем «заповедать» отличается от «поведать», «сказать», «сообщить»? Чем «заповедать» отличается от «поведать», «сказать», «сообщить»?
От древа познания добра и зла… Чем познание отличается от знания? Чем познание отличается от знания?
Как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей… Как возникло слово «имя»? Является ли его «родственником» глагол «иметь»? Как возникло слово «имя»? Является ли его «родственником» глагол «иметь»?
Она будет называться женою, ибо взята она от мужа своего… Родственны ли слова «муж» и «мужчина», «жена» и «женщина»? Родственны ли слова «муж» и «мужчина», «жена» и «женщина»?
ВОПРОСЫ Где же, по библейским преданиям, располагался райский сад – на небе или на земле? Где же, по библейским преданиям, располагался райский сад – на небе или на земле?
Что запретил и что разрешил Бог созданным им людям? Какую кару он ниспослал за нарушение запрета? Какую кару он ниспослал за нарушение запрета?
Изгнание из рая Адама и Евы …узнали, что наги… …сшили смоковные листья… …Змей обольстил меня… …умножу скорбь твою в беременности твоей…
Приближается ли к Богу или удаляется от него человек, познавший добро и зло? Что взамен райской жизни утратили и что обрели первые люди? Что взамен райской жизни утратили и что обрели первые люди?
ЗАДАНИЕ Сравнить жизнь в раю и на земле, выяснить последствия первородного греха (отразить схематично)
ОПОРНАЯ СХЕМА Образ жизни Пребыва- ние в Эдеме После изгнания из рая Обретения
Итоговая таблица Образ жизни В Эдеме После изгнания Обретения Срок бытия(?) Вечность,Бессмертие Обязательность смерти Бессмертие человечества Окружение(?) Природное изобилие (праздность) Дикая природа (труд в поте лица) Возникновение творческих способностей людей Знание(?) Бесполость, счастливое неведение Открытие добра и зла (стыдливость, осознание полов) Развитие интеллекта (углубление знаний) Последствия первородного греха(?) Изгнание из рая Смертность, труд, рождение детей в муках Возникновение истории человечества
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Озвучить получившуюся схему Озвучить получившуюся схему Прочитать ветхозаветный миф о Каине и Авеле (до слов: «И познал Каин жену свою…» Прочитать ветхозаветный миф о Каине и Авеле (до слов: «И познал Каин жену свою…» Подчеркнуть новые слова, определить их значения Подчеркнуть новые слова, определить их значения Ознакомиться с комментариями к тексту в учебном пособии Ознакомиться с комментариями к тексту в учебном пособии
Список использованной литературы Дыханова Б.С. Книга для учителя- словесника. 6 класс/Б.С. Дыханова. – 2-е изд., стереотип. – Воронеж: ВГПУ, – 99 с. Дыханова Б.С. Книга для учителя- словесника. 6 класс/Б.С. Дыханова. – 2-е изд., стереотип. – Воронеж: ВГПУ, – 99 с. Электронная энциклопедия мифологии. //godsbay.ru Электронная энциклопедия мифологии. //godsbay.ru Мифологический словарь. И. Н. Лосева. Н. С. Капустин, С. Т. Кирсанов, В. Г. Тахтмышев. Изд. Ростов-на-Дону г. С. 75. Мифологический словарь. И. Н. Лосева. Н. С. Капустин, С. Т. Кирсанов, В. Г. Тахтмышев. Изд. Ростов-на-Дону г. С. 75.