Как научить ребёнка работать над проектом? Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов » Левченко Зои Николаевны
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» (В.А. Сухомлинский)
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования Создать условия для творческой ппродуктивной деятельности ребёнка. Для этого – Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. Обеспечить презентацию и социальную оценку ппродуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. )
Проект – это пять «П»: -проблема, -проектирование -поиск информации, -продукт, -презентация.
Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ
Исследовательские умения Менеджерские умения Оценочные умения Рефлексивные умения Презентационные умения Информационные умения Коммуникативные умения Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности
Чему учит ппроектирование: строгости и четкости в работе; умению планировать свои изыскания; формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели. Ппроектирование – это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках.
Особенности организации Тема проекта - выбирается из содержания учебных предметов; - близка и понятна детям; - находится в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта 1-2 урока; 1-2 недели в режиме урочной-внеурочных занятий при участии родителей. Оценка выполнения проекта Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Что мы можем сделать из снега? Проектная работа учащихся 1В класса
Виды проектов Творческие Информационные Фантастические Исследовательские
В проекте обязательно должна быть решена какая-либо ппроблема. Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно. Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость. Требования к проектам
Ппроблема – это противоречия между существующей ситуацией и представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить. Существующая ситуация Желаемая ситуация Как сформулировать проблему?
Ппроблема: если в зимний день оттепель и снег рыхлый, то из него лепятся только снежки или можно слепить более крупный предмет?
Цель звучит ёмко и отражает тему проекта: написать.. ··написать.. составить.. · составить.. сделать.. · сделать.. выяснить.. · выяснить.. доказать.. · доказать.. разработать… · разработать… убедить.. · убедить.. Как сформулировать цель?
Цель проекта: доказать, что из снега можно слепить снеговика.
Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… изучить… описать… описать… установить установить выявить… выявить… сформулировать… сформулировать… привлечь… привлечь… исследовать… исследовать… Как сформулировать задачи?
Задачи: - выяснить, пригоден ли снег для лепки; - привлечь к работе всех детей; - распределить обязанности; - обсудить этапы работы; - оценить каждый этап работы; - исследовать получившееся изделие.
Гипотеза – это предвидение событий. Гипотезы – обычно начинаются словами: предположим… - предположим… - допустим… - возможно… - возможно… - что, если… Как сформулировать гипотезу?
Гипотеза: что если наш снеговик оживёт и станет играть с нами в снежки?
Как составить план?
План работы: - повторить свойства снега; - распределить обязанности между детьми; - подготовить площадку для изделия; - скатать детали изделия; - подготовить материал для носа, глаз, рук и шляпы снеговика; - обсудить качество выполнения; - собрать детали изделия.
На этом этапе работы ребёнок становится настоящим исследователем. ИССЛЕДОВАНИЕ
Методы исследования Понаблюдать Прочитать Найти в Интернете Спросить у взрослых Провести опыт
Формы ппродуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный ппродукт; учебное пособие и др.
Формы презентации проектов демонстрация медиа-презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка; демонстрация учебного пособия и т.п.
Критерии успеха работы над проектом Достижение конечного результата. Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний. Сплоченность участников команды. Получение удовлетворения от сделанного. Уверенность детей в том, что они могут создавать ппродукт, востребованный для них и других людей.
Из рыхлого снега мы слепили снеговика. Он не ожил, но получился очень симпатичным. Мы сфотографировали его в компании с ёлочкой и решили отправить снимок на конкурс «Елочка живи» Интернет - сайта «Страна Мастеров». Наша работа заняла 1 место в номинации «Коллективная работа».
ппроблема гипотеза планирование исследование ппродукт ппрезентация Структура проекта
Можно ли спорить со взрослыми? Исследовательская работа ученицы 1 В класса Нижник Анастасии
Ппроблема: Как считают мои друзья: можно ли спорить со взрослыми? Цель: выяснить у одноклассников спорят ли они со взрослыми.
Задачи: - провести опрос в классе; - занести данные в таблицу; - сравнить полученные результаты; - привлечь родителей для оформления результатов. Гипотеза: если мои товарищи будут всё время спорить со взрослыми, то как на это отреагируют их родители.
` Фамилия, имя да нет 1. Гусейнова Анжелика 01 2.Дёменко Юлия Довжич Юля Корепанов Игорь Ильина Настя Субботин Никита Питонос Семён Матчин Дима Тараник Саша Острожный Илья 10 Итого:46
Мне удалось выяснить, что большинство моих одноклассников считают, что со взрослыми спорить не следует (особенно с родителями), ведь они взрослые!
Я узнала… В ходе работы удалось научиться… Порадовалась тому, что… Постигаешь (улавливаешь) смысл… Выражу свое мнение, свою позицию… Рефлексия:
Литература Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа С Кривцова А. Правило трех «С»//Школьный психолог Кузнецова Л.М. Параллельный мир//Школьный психолог С Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, Цукерман Г.Л., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Издательство «Учебная литература», 2008.