ГОУ СПО «Яшкинский техникум технологий и механизации» Кемеровской области Конспект урока русского языка по теме «Знаки препинания в различных синтаксических конструкциях» для студентов 2 курса НПО и СПО Преподаватель русского языка и литературы Александрова С.В.
«Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, сделаешь сам – поймёшь». (Китайская народная мудрость)
1. Калорийность жиров животного и растительного происхождения примерно одинаковая. 2. Рыба, поступившая в цех, должна быть доброкачественной. 3. Шёл снег, и на другое утро все кругом было цвета гречневой каши с молоком.
Тема: Знаки препинания в различных синтаксических конструкциях.
1 группа – Знаки препинания при причастном обороте. 2 группа – Однородные члены предложения. 3 группа – Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 4 группа – Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
*, | |, Огурцы, нарезанные кружками, солят, обваливают в муке и жарят с топленым маслом. | | * В основу для соуса добавляют мелко нарезанную и слегка поджаренную зелень.
В каком варианте ответов верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Белки (1) содержащиеся в продуктах (2) в виде студнеобразной массы (3) при тепловой обработке (4) уплотняются. 1) 1, 3 2) 1, 2 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4
1. Рыбу варят, припускают, жарят, тушат и запекают. 2. Свежие фрукты и ягоды полностью сохраняют аромат, вкус и содержащиеся в них витамины. 3. Компоты готовят из фруктов и ягод в свежем, сушеном и замороженном виде.
Запятая ставится: O,O,O O, но O O, а O не только O, но и O и O, и O, и O ни O, ни O, ни O то O, то O, то O или O, или O, или O
Запятая не ставится: O и O O, O и O O или O O, O или O O и O, O и O, O и O
В каком варианте ответов верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Русский народ смышлён (1) и понятлив (2) усерден (3) и горяч (4) благороден и добр. 1)1, 2 2)1, 2, 3, 4 3)2, 4 4)3, 4
В ССП запятая ставится: [ ], и [ ]. [ ], тоже [ ]. [ ], или [ ]. Он многого работал, и ему нужен отдых. [ ]; и [ ]. [ ]; также [ ]. У ручья он задержал лошадь, посмотрев в сверкающие струи потока; и там, внизу, встретилось с ним взглядом темное лицо. [ ] - и [ ]. Он знак подаст – и все хохочут.
В ССП запятая не ставится: [ ] и [ ]. В корзинке желтели шляпки маслят и краснели рыжие сыроежки. [ ] и [ ]! [ ] и [ ]? Как чуждо и глухо звучит по лесу выстрел и как по-человечье му притихает лес!
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Далеко за двором кричали лягушки () и пел соловей. 1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая НЕ нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая НЕ нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
Домашнее задание: Выписать из сборника кулинарных рецептов предложения, иллюстрирующие правила, о которых шла речь на уроке.
«Услышишь – забудешь, увидишь – запомнишь, сделаешь сам – поймёшь». (Китайская народная мудрость)
Список использованных источников Литература 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- Москва: Издательский центр «Академия», Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для НПО. - Москва: Издательский центр «Академия», Бисеров А.Ю. ЕГЭ-2014: Русский язык: самое полное издание типовых вариантов заданий. Москва: АСТ: Астрель, Ковалев Н.И. Русская кулинария. – Ленинград: ИМА- пресс, Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры.- Москва: Центрполиграф, 1996 Интернет - источник shkolnaya-doska.html