Парадигмы педагогики. Полипарадигмальность как методологический принцип Н.Ю.Быкова С.Ю.Творогова
Понятие Парадигма Картина мира Дискурс Подход
«Парадигма» - Признанный научным сообществом образец решения различных проблем (Т.Кун) Модель научной деятельности, совокупность норм, критериев, стандартов исследования (В.В.Краевский) Наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в научном сообществе и культурно- исторический тип интеллектуальной и практической деятельности (А.П.Валицкая) Основания, идеи, подходы к проектированию образовательных систем (И.А.Колесникова) совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени и форм их рефлексии (Г.Б.Корнетов)
Структура парадигмы Т.КунМ.БогуславскийН.А.ЛызьА.Г.Кузнецова Эпистемичес- кий (знания, ценности, приемы научной деятельности) и социальный (научное сообщество) Эпистемичес- кий, социальный компоненты и педагогическая практика Онтологичес- кий (генерализованные представления об объекте науки) и гносеологический (образцы научной деятельности) компоненты Аксиологичес- кий Онтологичес- кий Гносеологи- ческий Праксеологи- ческий компоненты
Классификация парадигм Разные способы бытия Разная оценка учителем ребенка Стратегические цели образования Социокультур- ные основания Традиционная (Эзотеричес- кая); Научно- техническая, гуманитарная парадигмы Гуманная и авторитарно- императивная парадигмы Когнитивная и личностная педагогика Мифологичес- кое, схоластическое, просветительское, гуманистическое образование
Индикаторы принадлежности к парадигме Система взглядов на мир; Смысловые доминанты профессионального бытия и целевые установки педагогической деятельности; ориентация и истоки формирования системы профессионально-педагогических ценностей и критериев оценки; характер взаимодействия с участниками педагогического процесса
Смена парадигм (Н.А.Лызь) Перестройка оснований науки: 1)Внутридисциплинарное развитие 2) Междисциплинарные взаимодействия Предпосылки: 1)Общенаучные (смена типа рациональности, изменение общенаучной картины мира) 2)Внутринаучные (представление о человеке, образовании, развитие базовых категорий, формирование новых понятий, новые проблемы и противоречия)
Смена парадигм (А.П.Валицкая) Смена константных характеристик цивилизации: Тип культуры Способы кодирования и передачи информации, принятые в этом типе культуры; Образ Учителя Представление о системе знаний, их роли в социуме и целях образования Образ ребенка
Полипарадигмальность Плюрализм? Эклектизм? Диалог? Полемика?
Полипарадигмальность Основания: Идея диалога (Г.С.Батищев, М.М. Бахтин, В.С.Библер) Представления о существовании единого смыслового континуума и вариантных путях его конкретизации субъектом познания (В.В.Налимов), Представления о множественности способов постижения бытия (Ю.А.Урманцев) Идея интерпретации
Формы бытования полипарадигмальности Сосуществование (диалог, полемика, нейтрализм, утилитарность) Дополнение (параллельность, иерархия, ситуативность, коктейль, эклектика)
Принципы межпарадигмальной рефлексии Внеоценочное рассмотрение информации; Парадигмальное отстранение наблюдателя; Открытость сознания; Соотнесенность множественности описаний объекта с их парадигмальной принадлежностью
Роль в исследовательской деятельности Объяснение, понимание, интерпретация; Аттрактор; Распознавание, идентификация; Реконструкция, определение перспектив развития образования