Парадигмы педагогики. Полипарадигмальность как методологический принцип Н.Ю.Быкова С.Ю.Творогова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии И. А. Колесниковой.
Advertisements

Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Автор: Кукуев А.И. к.п.н., доцент кафедры управления образованием ПИ ЮФУ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская.
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Лекция 2 «ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»
Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Семинар 1 Образование как социокультурный феномен Сиренко С.Н.
К вопросу о компетентности современного учителя Забашта М. А., методист по английскому языку ГОУ лицей 533 март, 2010 г.
Традиции и революции в естествознании. Традиции в науке Традиция является не тормозом, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Транксрипт:

Парадигмы педагогики. Полипарадигмальность как методологический принцип Н.Ю.Быкова С.Ю.Творогова

Понятие Парадигма Картина мира Дискурс Подход

«Парадигма» - Признанный научным сообществом образец решения различных проблем (Т.Кун) Модель научной деятельности, совокупность норм, критериев, стандартов исследования (В.В.Краевский) Наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в научном сообществе и культурно- исторический тип интеллектуальной и практической деятельности (А.П.Валицкая) Основания, идеи, подходы к проектированию образовательных систем (И.А.Колесникова) совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени и форм их рефлексии (Г.Б.Корнетов)

Структура парадигмы Т.КунМ.БогуславскийН.А.ЛызьА.Г.Кузнецова Эпистемичес- кий (знания, ценности, приемы научной деятельности) и социальный (научное сообщество) Эпистемичес- кий, социальный компоненты и педагогическая практика Онтологичес- кий (генерализованные представления об объекте науки) и гносеологический (образцы научной деятельности) компоненты Аксиологичес- кий Онтологичес- кий Гносеологи- ческий Праксеологи- ческий компоненты

Классификация парадигм Разные способы бытия Разная оценка учителем ребенка Стратегические цели образования Социокультур- ные основания Традиционная (Эзотеричес- кая); Научно- техническая, гуманитарная парадигмы Гуманная и авторитарно- императивная парадигмы Когнитивная и личностная педагогика Мифологичес- кое, схоластическое, просветительское, гуманистическое образование

Индикаторы принадлежности к парадигме Система взглядов на мир; Смысловые доминанты профессионального бытия и целевые установки педагогической деятельности; ориентация и истоки формирования системы профессионально-педагогических ценностей и критериев оценки; характер взаимодействия с участниками педагогического процесса

Смена парадигм (Н.А.Лызь) Перестройка оснований науки: 1)Внутридисциплинарное развитие 2) Междисциплинарные взаимодействия Предпосылки: 1)Общенаучные (смена типа рациональности, изменение общенаучной картины мира) 2)Внутринаучные (представление о человеке, образовании, развитие базовых категорий, формирование новых понятий, новые проблемы и противоречия)

Смена парадигм (А.П.Валицкая) Смена константных характеристик цивилизации: Тип культуры Способы кодирования и передачи информации, принятые в этом типе культуры; Образ Учителя Представление о системе знаний, их роли в социуме и целях образования Образ ребенка

Полипарадигмальность Плюрализм? Эклектизм? Диалог? Полемика?

Полипарадигмальность Основания: Идея диалога (Г.С.Батищев, М.М. Бахтин, В.С.Библер) Представления о существовании единого смыслового континуума и вариантных путях его конкретизации субъектом познания (В.В.Налимов), Представления о множественности способов постижения бытия (Ю.А.Урманцев) Идея интерпретации

Формы бытования полипарадигмальности Сосуществование (диалог, полемика, нейтрализм, утилитарность) Дополнение (параллельность, иерархия, ситуативность, коктейль, эклектика)

Принципы межпарадигмальной рефлексии Внеоценочное рассмотрение информации; Парадигмальное отстранение наблюдателя; Открытость сознания; Соотнесенность множественности описаний объекта с их парадигмальной принадлежностью

Роль в исследовательской деятельности Объяснение, понимание, интерпретация; Аттрактор; Распознавание, идентификация; Реконструкция, определение перспектив развития образования