Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы Реуцкая Елена Борисовна Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Верхнемарково
Цели: формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-образующей деятельности человека и т.д.
Учебный предмет «технология» способствует: - расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность; _ создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга.
Это способствует возрождению ценных традиций: семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп, групп по интересам и т.д.
индивидуальная творческая деятельность по интересам; кружки, творческие группы и клубы по интересам; технические кружки; художественно-прикладные; олимпиады, конкурсы, выставки, праздники труда; театральные постановки (с использованием кукол, масок, декораций, сделанных своими руками); общественно-полезные дела для класса, школы, посёлка.
Задача начального звена: – углубить и расширить эти знания; -сделать уроки трудового обучения познавательными, интересными и полезными для повседневной жизни сельского школьника; -подготовить его к обучению, а в дальнейшем и труду именно в сельской местности.
Тема Практические (проектные) работы 1.Биолого-экологические особенности растений Подбор и размещение растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. 2. Подготовка почвы Проверка готовности почвы для предпосевной обработки. Составление плана чередования культур. Подготовка почвы. 3. Подготовка посевного и посадочного материала Отбор семян. Замачивание и проращивание семян. Проверка всхожести семян. Закаливание семян. 4. Посев и посадка Посев семян разными способами. Установление сроков посева семян. Выращивание рассады. Посев семян в рассадные ящики. Пикировка рассады. 5. Уход за растениями.Освоение технологии ухода за растениями. 6. Уборка урожая, сбор семян. Подготовка к зимнему хранению. Определение готовности корнеплодов к уборке. Сбор и подготовка семян к хранению. 7. Выращивание в зимнее время овощных культур на окне методом выгонки. Заготовка посуды, грунта, посадочного материала. Посадка, уход. 8. Основы проектной деятельности Составление модели опыта 9. Санитарно-гигиенические требования к занятиям учащихся по теме «Выращивание растений» Выполнение правил личной гигиены. Оказание первой доврачебной помощи в случае травм и несчастных случаев.
Цель исследовательского обучения: формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
3 уровня реализации: Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения; само решение предстоит найти ребёнку самостоятельно. Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.
Этапы «исследовательского обучения»: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка проекта (сообщение, макет, декорации, куклы для спектакля и т.д.).
Инструментарий исследования: видеть проблемы; выдвигать гипотезы; задавать вопросы; классифицировать; проводить эксперименты; наблюдать; защищать индивидуальные и коллективные проекты.
Проект «Зелёный друг» для мамы» Участники проекта: Реуцкая Е. Б. учитель начальных классов МОУ СОШ с. Верхнемарково 4 « А» класс родители
Индивидуальные проекты учащихся. «Аранжировка цветов» 5 класс «Экологические правила составления композиций из комнатных растений» 6 класс «Лекарства с овощной грядки или как стать Неболейкой» 3 класс «Им тоже нужен Айболит» 2 класс «Цветник рождается на подоконнике» 3 класс «Растения рассказывают..» 4 класс «Растения «дружат» и «враждуют» 4 класс
Наши достижения
Как влияет образовательный процесс в современной сельской школе на формирование у учащихся устойчивых умений в представленных областях деятельности Очень влияют Мало влияю т Не влияют Учебной деятельности (учиться, добывать знания) 153- Коммуникативной деятельности (общительность) 1042 Исследовательской деятельности 864 Проективной деятельности 666 Профессиональной ориентации на: - труд сельскохозяйственный - труд в других производственных сферах - труд в сфере обслуживания - труд в сфере социальной помощи - труд в сфере образования
Список использованной литературы: 1. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. Н. Ф. Дик.- Ростов/Д «Феникс» Трудовое воспитание в начальной школе. Автор-составитель Ю. А Вакуленко. Изд-во «Учитель» 2007.