«Определение уровня развития коллектива и принципы сотрудничества коллектива и личности» выступление на педагогическом совете Автор: Амелина Елена Петровна Воспитатель 5 класса МОУ «Волоколамская школа – интернат основного общего образования»
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Антон Семенович Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива
«Чтобы стать коллективом, группа должна пройти путь качественных преобразований» А.С.Макаренко
В 5 классе в диагностике принимало участие 14 учащихся из 18 В 6 классе – 9 учащихся из 12
Графический тест Я – позиция На листе бумаги чертится круг (это коллектив). Ученик ставит точку – своё я относительно круга Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Таким образом, из 14 опрошенных 5 класса: у 4 человек самооценка завышенная, у 5 – адекватная самооценка, у 4 заниженная
Диагностическая методика Если бы ты был волшебником Ребятам было предложено написать 1 желание, которое они хотели бы исполнить. Анализ ответов пятиклассников был выполнен по следующей схеме: Желание для себя для близких для класса, общества Чтобы мне купили планшетник Жить со своей бабушкой; Чтобы у моих родственников никогда не было проблем; Чтобы моя семья жила вечно; Чтобы в моей семье всё было хорошо; Чтобы моя семья была дружная; Чтобы семья моя была богатой Чтобы все учились на «отлично»; Чтобы все люди стали добрее; Чтобы наш класс был дружнее; Хочу чтобы все были дружнее; Хочу чтобы в нашей игровой стало уютно и красиво; Хочу, чтобы никто из моего класса не болел (особенно девочки). 176 Таким образом, результаты методики «Если бы ты был волшебником» в 5 классе приятно удивили. Из 14 опрошенных 13 загадали нравственные желания. Никто не загадал разрушительных желаний (сломать, выбросить и т.п.)., 1 человек – материальное желание.
Анализ ответов шестиклассников был выполнен по аналогичной схеме: Желание для себя для близких для класса, общества Много денег; Хочу новый велосипед; Хочу быть навсегда друзьями с Ковальским А.; Чтоб у меня была своя комната; Хочу быстрее вырасти; Чтоб в моей семье никто не болел; Чтобы мама с папой помирились Чтобы все люди были бессмертными; Хочу, чтобы у всех ветеранов и больных были деньги на лекарства (Новиков К.) Половина ребят загадали желания для себя, а вторая половина - для близких и общества. Никто не загадал разрушительных желаний, но в то же время никто не загадал желаний для класса. 5 4
Методика незаконченных предложений Анализ ответов выявил, что у пятиклассников радости и огорчения связаны: 1. С семьёй ( когда приезжаю к сестре, Когда мама покупает сладости, рассказывает истории, или наоборот мама ругает); 2. С учебной и внеучебной деятельностью ( когда получаю хорошие оценки, готовимся к праздникам) 3. Жизнью коллектива 3. Жизнью коллектива ( когда наш класс счастлив, когда подруги гуляют со мной, когда побеждаем, когда хорошее поведение, когда нас хвалят) Необходимо дописать 4 предложения: 1. Больше всего я радуюсь, когда …. 2. Больше всего я огорчаюсь, когда … 3. Моего воспитателя может порадовать.. 4. Моего воспитателя может огорчить….
Методика незаконченных предложений в 6 классе Анализ ответов выявил, что у шестиклассников радости и огорчения связаны: 1. С учёбой 2. Внеучебной деятельностью 3. С семьёй
Методика Психологическая атмосфера в коллективе Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе В моем классе (5 кл.): В моём классе (6 кл.):
Методика Какой у нас коллектив Цель: выявить степень сплоченности детского коллектива 5 класс Большинство(11 чел.) выбрали позицию «В классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя» 6 класс (4 чел.) выбрали позицию «Наш класс недружный, часто возникают ссоры»
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. лидеры Принятые (рядовые члены коллектива) Одиночки (те, кто поддерживают отношения с очень Узким кругом одноклассников) Отверженные (те, кто не принят в коллективе)
Лидеры: Кленина С, Морошан Э., Анточ А. и Соколова Н.) Принятые: Мухторова, Ревенкова, Сидоров, Лаврова, Кочетова Одиночки: Алексеев, Алиев Отверженные: Ларин, Савельева, Горланова, Гуличкин, Григорьева, Аникина, Самойлова
Диагностическая методика Солнце и тучка Учащимся предлагается определить их самочувствие дома и в классе с помощью погодных явлений: солнце (хорошо себя чувствуют) тучка (плохо) 12 чел. и дома, и в классе чувствуют себя хорошо. 2 ребенка в классе чувствуют себя плохо (Гуличкин И. и Аникина Ю.) Также были выявлены те, кто дома чувствует себя не очень хорошо (Горланова К., Сидоров А.) 5 класс
Методика «Ромашка» Учащимся раздаются лепестки ромашки. На одной стороне они должны написать школьные радости, а на другой – школьный огорчения. В конце всё склеивается в ромашку. Школьные огорчения 5 кл. Школьные радости 5 кл.
Школьная мотивация 5 класс баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания. ( Мухторова М., Аникина Ю.) балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. (Анточ А., Ревенкова М, Кленина С, Соколова Н. Горланова Е.) баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало. ( Морошан Э, Самойлова Ю, Савельева А.) баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению. (Сидоров А., Алексеев Н.) Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. ( Гуличкин И.)
ВЫВОДЫ Любой коллектив в своем развитии проходит ряд ступеней. Педагог – методист А.Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» выделил следующие стадии развития коллектива: «Пылающий факел» «Алый парус» «Мерцающий маяк» «Мягкая глина» «Песчаная россыпь» 2 ступень 3 ступень 4 ступень 5 ступень 1 ступень
6 класс по результатам диагностики находится на первой ступени развития «Песчаная россыпь» Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
5 класс по результатам диагностики находится на второй ступени развития «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора среди детей пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
Список используемых источников Интернет-источники: 1. «Формирование классного коллектива.» 900 детских презентаций и презентаций для школьников «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.» Социальная сеть работников образования. rukovoditelya-v 3. «Коллектив.» Хостинг презентаций PPt 4 WEB Источники иллюстраций: 1. Картинки из личного архива