«Я старался писать историю народа» ( Л.Н.Толстой) («Война и мир» - роман – эпопея: проблематика, образы, жанр) «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» Критик Н.Страхов Критик Н.Страхов «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Борис Пастернак
Цели урока: п познакомить учащихся с историей создания романа- эпопеи; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции романа; объяснить смысл названия. р развивать навыки анализа текста, навыки самостоятельной работы с критической литературой; учить устанавливать причинно-следственные зависимости между историческими условиями и литературными произведениями; развитие навыков критического, самостоятельного мышления, ораторского искусства. воспитание стремления строить свою собственную концепцию.
История создания романа Роман «Война и мир» Встреча с Пущиным и Волконским Восстание на Сенатской площади Повесть «Декабристы» Отечественная война Война с Наполеоном в союзе с Австрией
Пояснения к схеме 1856 г. - начало замысла «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» г. –восстание декабристов «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» г. – война «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» – 1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».( Л.Н.Толстой)
Композиция романа 1 том – 1805 год 2 том – годы 3 том – 1812 год 4 том – 1812 – 1813 годы Эпилог Проблемы начала века: 1. «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества 2. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь страны. 3. Истинный и ложный патриотизм. Проблемы середины века: 1. Судьба народа – реформы 60х годов 2. Постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения. 3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне. 4. Вопрос об освобождении женщины.
Смысл названия романа война мир кровопролитные битвы, сражения непонимание, вражда, разъединение людей жизнь народа без войны та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди «люди войны» «люди мира»
Система образов роман свыше « «люди войны» « люди мира » Курагин Наполеон Александр I Кутузов Ростовы Болконские Пьер Ненавидят войну, ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей «Война и мир» Болконские Ростовы Безуховы Курагины Оправдывают вражду, эгоизм, преступную аморальность
Жанровое своеобразие романа « Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». ( Л.Н.Толстой) Широкая, многогранная картина мира Широкая, многогранная картина мира Важные исторические события Важные исторические события Различные стороны жизни народа Различные стороны жизни народа Быт и нравы различных слоев общества Быт и нравы различных слоев общества Картины русской истории События общественной и политической жизни страны Отношения помещиков и крестьян Показ различных слоев населения Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни Огромное количество характеров Большая протяженность времени Широкий охват пространств «Величайший роман в мире - … «Война и мир».( Дж. Голсуорси)
Домашнее задание Пересказ лекции и материалов учебника с Пересказ лекции и материалов учебника с Подготовиться к беседе по содержанию 1 тома: Подготовиться к беседе по содержанию 1 тома: 1)Салон А.П. Шерер. 2) Развлечения светской молодежи. 3) Семейство Ростовых. 4)Имение генерала Н.А.Болконского.