Формы работы с родителями как средство повышения качества образования учитель начальных классов высшей квалификационной категории Хребтова Татьяна Владимировна Россия Новосибирская область Искитимский район МОУ «СОШ ст.Евсино»
Содержание работы школы с родителями: повышение психолого – педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс; участие родителей в управлении школой.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Традиционные формы работы: родительские собрания; обще классные и общешкольные конференции; индивидуальные консультации педагога; посещения на дому.
Нетрадиционные формы работы: родительские тренинги; родительские тренинги дискуссии; дискуссии психологические тренинги; устные журналы; практикумы; практикумы родительские вечера; родительские чтения; родительские ринги. далее
Родительские тренинги Тренинг проводится с группой, состоящей из человек. Эта форма работы будет успешной, если все родители будут активно участвовать и регулярно их посещать. Тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Он проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Можно использовать такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «фильм о моей семье», «мой сказочный образ» и т.д. назад
Дискуссии Это одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность – позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и опыт. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Главная роль принадлежит ведущему(педагогу или кому-то из родителей). Главный принцип – уважение к позиции любого участника. назад
Практикумы Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношении родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. назад
Виды родительских собраний: организационные; тематические; собрания-диспуты; итоговые; собрания-консультации; собрания-собеседования.
Примерная структура родительского собрания вступительное слово (5 мин) анализ анкет родителей (5-7 мин) выступление по теме (10-20 мин) обсуждение проблемы (20 мин) анализ успеваемости класса заключение
Приёмы успешного проведения собрания: проведения собрания: расположение столов и стульев по кругу; визитки с именами родителей; обращение к родителям по имени-отчеству; использование формы разговора за чашкой чая;
использование групповых форм работы, игровых элементов; опираться на опыт, мнения авторитетных родителей; умело определить день и час собрания; жестко определить регламент собрания; принятие конкретного решения.
Используемые источники: 1.«Родительские собрания» Н.И.Дереклеева «ВАКО» Москва 2004 год. 2. Воспитание младшего школьника Л.В.Ковинько. М., 2000 год. 3. Работа с родителями: Сборник статей.под ред.Осиповой М.П,Бутрим Г.А. Минск :УП «Экоперспектива»,2003 год. 4. Острые углы семейного круга.Шмелев А.Г М.,1986 г.