Почему не каждому дается грамота? Учитель – логопед МОУ СОШ 38 Степанова Анна Александровна Консультация для родителей и педагогов
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. С «дисграфиками» и «дислексиками» учителя не могут справиться, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.
Как проявляются нарушения чтения и письма? Как помочь ребёнку? На эти и другие вопросы постараемся найти ответы…
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству б – д, п – т, E – З, а – о, и - у Ошибки, связанные с нарушением произношения (пишет так как говорит) (шапка) Смешение фонем. Чаще смешиваются - гласные; - согласные парные звонкие и глухие; - свистящие и шипящие о – у, ё – ю (дупло) ц – ч - щ Пропуски букв Персеверации (застревание) Неумение передавать мягкость. белка (белка) (За домом росла малина). (солить) (везёт)
Нарушения чтения и письма Встречаются у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 30% школьников страдают нарушениями чтения и письма
Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребёнка обнаружилась дислексия и дисграфия? Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы работы, кому-то – месяцы.
Логопедические занятия обычно проводятся по определённой системе: используются различные речевые игры, выделение грамматических элементов слов. Логопеды используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» - жука, «С» - полумесяц.
Занимаясь с ребёнком, помните несколько основных правил: 1. На всём протяжении занятий ребёнку необходим режим благоприятствования. После многочисленных 2-ек и 3-ек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Подход «больше читать и писать» успеха не принесёт. Лучше меньше, но качественнее. 2. Откажитесь от проверок ребёнка на скорость чтения. Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).
3. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребёнка что-то не получается. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо больше будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Упражнения, которые помогут Вашему ребёнку: 1. В любом тексте зачёркивать заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, произношение которых или в их различении у ребёнка имеются проблемы. Через 2-2,5 месяца таких упражнений улучшится качество письма (но при условии ежедневных и не более 5-ти минут).
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто метьте на полях зелёной ручкой (ни в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Ребенок имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
Вы можете обратиться к нам за помощью. Консультации родителей По вопросам речевого развития ребенка Групповая работа По коррекции нарушений чтения и письма. Устранение нарушений чтения и письма проводятся в тесной связи с коррекцией нарушения устной речи, как системы, с коррекцией дефектов произношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя. Занятия проводятся с использованием игровых приёмов. Процесс коррекции нарушений речи длительный, трудоёмкий требующий значительных сил, знаний, умений не только одного логопеда, но и всего педагогического коллектива. Поэтому совместная работа логопеда учителя четко определена На базе МОУ СОШ 38 создан кабинет коррекционно-развивающего обучения, где Вы можете получить следующие виды услуг: Адрес: г. Магнитогорск, ул. Ворошилова, 11/ Индивидуальная работа Осуществление дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося, подбор речевых игр, игрушек, иллюстраций создает благоприятные условия для коррекции нарушений речи детей.