Автор : учитель русского языка и литературы Свалова Наталья Александровна Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Занятие « Школы юного филолога » МОУ «СОШ 13 с УИОП»
Advertisements

Презентацию подготовила Валук Ксения ученица 5 «А» класса Руководитель: Свалова Н.А год Государственное бюджетное образовательное учреждение муниципальное.
Исконно русская и заимствованная лексика. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 8.
Словари – наши помощники. Государственное бюджетное образовательное учреждение муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Омонимы. Паронимы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 6.
Подготовка к олимпиаде по русскому языку Занятие «Школы юного филолога» МОУ «СОШ 144»
Этимология – это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.
Научно-исследовательская работа. Развитие ? Цель работы – определение центра управления человеческой жизнью.
Аналитические упражнения. 1. Выделение слов из речевого потока. 2. Выделение нового звука. а) выделение из предложения звука–слова ( слово и из предложения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
Раздел «Лексика и фразеология» Русская лексика, ее происхождение и сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас. Учитель русского языка и литературы.
Гласные и согласные звуки и буквы. Цель: познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова. Учить различать и соотносить гласные.
Лексика Обобщение Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 10.
Сегодня на уроке Тринадцатое января. Повторение пройденного.
Биография слова «Красота» 2010 год Выполнила ученица МКОУ «ЛСОШ 68» Федоричева Анна.
МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа 20 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «УТЁС».
Блинов Андрей Иосифович. В связи с необходимостью дифференциации проверки содержания в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2008 Гласные и согласные звуки и буквы Цель: познакомить.
1 В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) пахать 2) боюсь 2) боюсь 3) осень 4) каюта.
Транксрипт:

Автор : учитель русского языка и литературы Свалова Наталья Александровна Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 385 города Санкт-Петербурга 2013 год

Поставьте ударение в словах Баловать Каталог Баловать Каталог

Поставьте ударение в словах Менеджмент Рефери Еретик Менеджмент Рефери Еретик

Поставьте ударение в словах Диспансер Жалюзи Закупорить Диспансер Жалюзи Закупорить

Поставьте ударение в словах Танцовщицы Красивее Ассиметрия Подсадная утка Танцовщицы Красивее Ассиметрия Подсадная утка

Поставьте ударение в словах Поимка преступника Разогнутый Сосредоточение Украинский Христианин Поимка преступника Разогнутый Сосредоточение Украинский Христианин

Являются ли этимологически родственными : пятка – пятно ? Являются Пятка – от пята « нога » Пятно от пята – буквально « след от ноги »

Являются ли этимологически родственными : сад – сажа, и сало – сальный ? Сад и сажа – этимологически родственные. Сад – исходно « насаждения », производное от « садити » - буквально « заставлять сесть » Сажа от садити – буквально « то, что насело » Слова сало и сальный не являются этимологически родственными. Сало ( общеслав.) – от садить, сесть. Буквально « то, что насело » ( мясо ) Сальный – сближение с франц. Sale – « грязный, неприличный ».

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными : вещь – вещать – весть – невеста – ведать – ведьма – вести ? Этимологически родственными являются : Весть – от основы ведать – « знать » ( ведь – « знания ») ДТ / Д / СТ Ведьма от ведать с помощью суффикса МА Невеста – первоначально « знающая, ведающая ». НЕ – отрицательная частица, поэтому второе значение слова « неизвестная, незнакомая » Вести – родственное слов к « идти » Вещь и вещать не этимологически родственные

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными : напёрсток – перст – наперсник – перо ? Напёрсток – на персте – « на пальце » Перст ( общеслав.) – буквально – « то, чем заканчивается верхняя часть ладони » Перо и наперсник не этимологически родственные

Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными : лукоморье – лукавый – луковица – излучина – лукошко – луг – лужа ? Этимологически родственные : Лукоморье – излучина. Лукоморье = « лука моря » ( то есть « изгиб моря ») Излучина – излука – « изгиб ». Лука – извилина. К / Ч Луг – буквально « низкое, вогнутое место Лужа произошло от луга – « трясина » Г / Ж Лукавый – можно объяснить как « гнущийся » Лукошко от слова « лук » в значении лука – изгибающиеся ветки Луковица не этимологически родственное

Укажите различия в значении слов : лирический – лиричный. Лирический – относящийся к лирике Лиричный – обладающий лиричностью

Укажите различия в значении слов : эффективный – эффектный. Эффективный – действенный Эффектный – производящий эффект, яркий, запоминающийся

Укажите различия в значении слов : экономный – экономический – экономичный. Экономный – бережливы Экономический – относящийся к экономике Экономичный – создающий возможность сэкономить, сберечь, сохранить

Укажите различия в значении слов : главный - заглавный Главный – основной, ведущий Заглавный – одноимённый с заглавием

Составьте словосочетания со словами - паронимами : желанный - желательный Желанный гость – желательно сделать

Постройте словообразовательные цепочки из данных слов : глазок, глаз, глазной, глазница, глазастый, глазеть, сглазить, узкоглазый Глаз - ок Глаз - аст - ый Глаз - е - ть глаз С - глаз - и - ть Узк - о - глаз - ый Глаз – глаз - н - ой – глазница

Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук Ы. В современном языке после Ж, Ш всегда пишется И. Такое написание называется традиционным. В древнерусском языке Ж и Ш были мягкими. Буква И пишется в большинстве слов после Ц, так как этот звук в древнерусском языке был мягким.

Почему местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением СВОЙ ? Местоимения ЕГО ( ОН ), ЕЁ ( ОНА ), ИХ ( ОНИ ) могут являться формами косвенных падежей личных местоимений, а также выступать в роли притяжательных местоимений, и в этой роли они синонимичны местоимению СВОЙ.

Слово КАРАКУЛИ А ) заимствовано из латинского языка Б ) Заимствовано из арабского языка В ) Заимствовано из тюркского языка Г ) является исконно русским Заимствовано из тюркских. Каракол = КАРА « чёрная » + кол « рука » На тюркское происхождение указывает согласование гласных и открытость слога.

Выделите основы и окончания в следующих словах : Метро, налево, село, ухо, около, счастливо ( дитя ), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять. Метро, налево, село, ухо, около, счастливо ( дитя ), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять.

1. Актуальные проблемы современной лексикографии. Словарная работа в школе и вузе. – Астрахань, Аникина А. Б. Современный русский язык : контрольные упражнения по лексике. М., Гетьманенко Н. И. Обучение учащихся лексическим нормам при работе с текстом : пособие для учащихся. М., Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи : из наблюдений над речевой практикой. СПб., Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. М., Слесарева И. П. Проблемы описания и толкования русской лексики. М., Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. ( Лексика современного языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса ). М., Шанский Н. М. Лингвистические детективы. М., 2002.