Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ школа 3
М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.
Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…
Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь… (М.Ю.Лермонтов)
Знакомясь с поэзией Лермонтова, понимаешь, что пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова Белинский говорил, что поэзия Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека».
Краткий анализ поэтического текста Какова композиция стихотворения? Как называется противопоставление образов, настроений? Для чего автор именно так выстроил композицию? Каков мотив? Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
Анализ стихотворения - Символом чего является слово «рыцарь»? - Как вы понимаете сочетание «пленный рыцарь»? - Какие мысли и настроение владеют лирическим героем? - Найдите антитезу Синее небо, вольные птицы – темница; Старинные битвы, тяжелый панцирь – в каменный панцирь закован; железный каменный шлем голову давит. - Как антитеза усиливает настроение? - Какое настроение вызывает образ темницы?
Анализ стихотворения - Почему пленному рыцарю и больно, и стыдно? - Каким вы представляете рыцаря в ратном бою? Рыцарь в плену. О чём он мечтает? Раскройте метафорический смысл последней строфы. - Сколько горьких разочарований нужно было испытать поэту, чтобы создать такие стихи.
Стихотворение «Пленный рыцарь» раскрывает трагическое несоответствие между рыцарскими помыслами и реальностью – пребыванием его в тюрьме. Вот этот мотив станет центральным в поэзии Лермонтова и приобретет форму разлада между мечтой и действительностью.
М.Ю. Лермонтов «На севере диком…»
*** На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Анализ стихотворения Проследите, как усиливается мотив одиночества? Что этому способствует? Эпитеты: север дикий, на голой вершине, снегом сыпучим, в пустыне далекой, на утесе горючим, прекрасная пальма. Олицетворения: дремлет; одета, как ризой она; одна и грустна…пальма растет.
Вывод: все художественные средства, пейзаж способствуют одному – пониманию мысли об одиночестве человека в мире, о любовном томлении.
Анализ стихотворения «Три пальмы» Прочитав «Три пальмы», В.Г.Белинский воскликнул: «На Руси появилось новое могучее дарование - Лермонтов».
Анализ стихотворения «Три пальмы» - Как вы определили жанр стихотворения? (баллада – жанр романтической поэзии). - Выделите черты романтизма. - Перескажите сюжет. - Каковы особенности композиции? - Какова основная мысль? В чём трагизм существования трёх пальм? - За что они были наказаны?
Анализ стихотворения «Три пальмы» - В чем же увидел Белинский «роскошный талант» Лермонтова? Вывод: талант Лермонтова проявился, в первую очередь, в художественном мастерстве, в философском смысле жизни. Поэт всегда страдал от того, что зло торжествует, а он обречён жить в мире пустоты и духовного холода.
Литературная гостиная
Домашнее задание 1. Проанализировать стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» или «Молитва»; 2. Написать сочинение-миниатюру «Каким я увидел Лермонтова в его стихах?»