Ценообразование на на предприятии ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель Максименко Л.П.
1. Понятие и функции цены в рыночной экономике 2. Классификация цен. 3. Ценовая политика и методы ценообразования.
Цена – денежное выражение стоимости товара учетная стимулирующая распределительная Функции цены
Классификация цен по степени регулируемости Свободные складываются на рынке под влиянием спроса и предложения Регулируемые формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства Фиксированные устанавливаются государством
Методы прямого регулирования: - Административное установление цен - Замораживание цен - Установление предельного уровня цен - Регламентация уровня рентабельности - Установление нормативов для определения цен - Декларирование цен
Методы косвенного регулирования: - Налогообложение - Регулирование денежного обращения - Оплата труда - Кредитная политика - Регулирование производственных расходов - Установление норм амортизации
Единые (поясные) – цены на базовые виды продукции, подверженные гос. регулированию Региональные – устанавливаются предприятиями – изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления А также: Аукционная – цена товара, проданного на аукционе Биржевая – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже Договорная – цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с договором
Закупочные цены: цены, по которым реализуется с/х продукция предприятиями, фермерами и населением Тарифы транспорта: выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения Внешнеторговые цены: используются при осуществлении внешнеэкономической деятельности
Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота Оптовые цены предприятия: цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность Оптовые цены промышленности: цены, по которым предприятия–потребители оплачивают продукцию предприятиям– производителям или сбытовым организациям Розничные цены: цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям
Цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий независимо от форм собственности в порядке оптового оборота Оптовые цены предприятия Цены изготовителей продукции, по которым они продают продукцию потребителям Оптовые (отпускные) цены промышленности Цены, по которым организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям- производителям Оптовая (отпускная) цена промышленности = оптовая цена предприятия + издержки снабженческо- сбытовой организации + прибыль снабженческой и оптовой организаций + акциз + НДС
Система цен на предприятии 1. Оптовые цены предприятия обычно обслуживают реализацию товара изготовителем оптовым посредникам (базам, складам) Себестоимость Прибыль НДСАкциз Оптовая цена предприятия
2. Оптовые цены промышленности применяются при расчетах между посредниками с системой дилеров, розничной сетью, обслуживающей непосредственно население Себесто- имость Прибыль НДСАкциз Издержки обращения ПрибыльНДС Оптовая цена предприятия Наценка оптовой сбытовой организации Оптовая цена промышленности
Цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям, организациям Розничная цена = оптовая (отпускная) цена промышленности + издержки обращения торговых организаций + прибыль торговых организаций + акциз + НДС
Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности Ценовая политика
Факторы, учитываемые при определении цены продукции уровень потребительского спроса на продукцию; эластичность спроса, сложившегося на рынке продукции; возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием продукции; меры государственного регулирования ценообразования; уровень цен на аналогичную продукцию предприятий – конкурентов
Постановка целей ценообразования Определение спроса Оценка издержек Анализ цен и товаров конкурентов Выработка ценовой стратегии Выбор метода ценообразования Установление окончательной цены
Методы ценообразования метод «средние издержки плюс прибыль»; метод «средние издержки плюс прибыль»; метод безубыточности; метод безубыточности; установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара; установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара; установление цены на уровне текущих цен; установление цены на уровне текущих цен; метод «запечатанного конверта» и др. метод «запечатанного конверта» и др.
Метод «средние издержки плюс прибыль» Заключается в начислении наценки на себестоимость товара
Метод безубыточности Дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах Цена устанавливается из расчета желаемого объема прибыли
Установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара продавцы используют неценовые приемы воздействия Цена в этом случае подкрепляет ощущаемую ценность товара
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ 1)Себестоимость выпуска товара 800 руб. за единицу. Планируемая производителем рентабельность - 15% к затратам. 2)Цена за единицу товара с акцизом 900 руб., ставка НДС – 16% 3)Издержки обращения посредника 300 руб. за единицу. Планируемая посредником рентабельность 25%. НДС посредника – 16%. 4) Планируемая магазином торговая надбавка – 35% Рассчитать: - оптовую цену изготовителя - оптовую отпускную цену - оптовую цену закупки - розничную цену