Автор: Волкова Елизавета Ураловна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Долгодеревенская СОШ» Сосновского района Челябинской области Сравнительный анализ героев рассказа –были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина
Л.Н.Толстой определил жанр своего произведения – быль. Почему? БЫЛЬ - то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии Большой толковый словарь
Определите значение термина «Цепь событий, происходящих в произведении» СЮЖЕТ
Где происходят описываемые автором события? КАВКАЗ
Узнайте героя по описанию ДИНА Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки… на шее монисто, всё из русских полтинников.
Какому герою принадлежат слова? - Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. СТАРИК
Чей это портрет? … С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена. Кази - Мугамед
Кто из героев рассказа… ….достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? АБДУЛА
Кто из окружающих так относился к Жилину? …не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает. Красный татарин
Кто из героев рассказа …по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит? Костылин
СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ установить черты сходства и различия Обрати внимание ! Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях
Проблемный вопрос Кто из героев: Жилин или Костылин - может называться кавказским пленником? Задачи для решения проблемы Составить сравнительную характеристику главных героев: Жилина и Костылина Выявить авторскую позицию в произведении
Алгоритм сравнительной характеристики героев 1. Портрет. 2. Речь. Монолог. 3. Поведение героев. 4. Отношение к окружающим. 5. Взаимоотношения героев. 6. Отношение к природе. 7. Отношение автора к герою. 8. Авторская позиция.
Жилин и Костылин в пути АНЛИЗЭПИЗОДААНЛИЗЭПИЗОДА 1) В чём заключалась опасность пути? 2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд? 3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают? Сравните поведение героев.
Пленение Жилина и Костылина
Сцена выкупа Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?
Самостоятельная работа Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава) 1 в. 2 Подготовка и первый побег из плена; (4 -5 главы) 2 в. 3 в. Второй побег (6 глава)
Словарная работа Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.
Интернет-источники: 1. Заставка - /magnetida.ru/magneto/topic.php?type=show&code=6184 Интернет-источники: 1. Заставка - /magnetida.ru/magneto/topic.php?type=show&code= Обложка книги - html 3. Обложка книги Горы Кавказ а Старик – горец - s007.radikal.ru/i302/ 1101/4d/623520f7ee25. jpg 6. Дина Кази-Мугамед - html 8. Абдула портрет Л.Н.Толстого Портрет Толстого. И.Е.Репин - - img0.liveinternet.ru/ images/attach/c/0/41/47/ Костылин - videotvru.com 13.Учительница- книги - портрет Л.Н.Толстого -