Подготовка к ГИА по обществознанию « Сфера духовной культуры» учитель истории I квалификационной категории Ефремова Оксана Станиславовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Дубская основная общеобразовательная школа»
Элементы содержания, проверяемые заданиями ГИА: Раздел «Сфера духовной культуры» включает темы: Тема 1. Понятие « культура» Тема 2. Духовная жизнь общества Тема 3. Образование, самообразование Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека Тема 5. Наука в современном обществе Тема 6. Религия, её роль в обществе Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы Тема 8. Гуманизм Тема 9. Патриотизм, гражданственность
Тема 1. Понятие «культура» Существует сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов разных учёных это понятие можно определить следующим образом: В широком смысле – это совокупность всего созданного умом и руками человека В широком смысле – это совокупность всего созданного умом и руками человека В узком смысле - это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности В узком смысле - это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности КУЛЬТУРА
Тема 1. Понятие «культура» Слово «Культура» (от лат. сultura) изначально означало возделывание, обработка почвы.
Тема 1. Понятие «культура» Различают материальную и духовную культуру КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право.
Материальная культура
Духовная культура
Тема 1. Понятие «культура» ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТАРНАЯ создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцамиЭЛИТАРНАЯ МАССОВАЯ культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации МАССОВАЯ культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации НАРОДНАЯ сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи
Тема 1. Понятие «культура» Задание А4 ( 1-2 мин) Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются): 1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать 2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории 3) уровень воспитанности человека 4) производство и применение орудий труда Задание А4 ( 1-2 мин) Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются): 1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать 2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории 3) уровень воспитанности человека 4) производство и применение орудий труда
Тема 2. Духовная жизнь общества Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей СТРУКТУРА Духовные потребности Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности Духовные потребности Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности Духовная деятельность Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей Духовная деятельность Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей Духовные блага ВИДЫ НАУКА ИСКУСС ТВО РЕЛИГИЯ МОРАЛЬ
Тема 2. Духовная жизнь общества Задание А6 ( 2-4 мин.) Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества? А. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по производству духовных ценностей Б. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по передаче духовных ценностей 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Задание А6 ( 2-4 мин.) Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества? А. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по производству духовных ценностей Б. Духовная жизнь общества связана с деятельностью по передаче духовных ценностей 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Тема 3. Образование, самообразование Образование –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни. Цель образования- приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляции и сохранение культурного поведения Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно
Тема 3. Образование, самообразование СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНА ЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ясли Детские сады Начальное, Основное Среднее Начальное Среднее Высшее ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дома творчества, кружки, секции
Тема 3. Образование, самообразование Задание А 5 ( 1-2 мин.) Десятиклассник Олег после окончания уроков посещает в Доме творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к 1 )начальному профессиональному образованию 2) основному общему образованию 3) дополнительному образованию 4) среднему профессиональному образованию Задание А 5 ( 1-2 мин.) Десятиклассник Олег после окончания уроков посещает в Доме творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к 1 )начальному профессиональному образованию 2) основному общему образованию 3) дополнительному образованию 4) среднему профессиональному образованию
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека Искусство – это вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека Различают виды искусства: АРХИТЕКТУРА (ЗОДЧЕСТВО) АРХИТЕКТУРА (ЗОДЧЕСТВО) ЖИВОПИСЬ СКУЛЬПТУРА ДЕКАРАТИВНО -ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЦИРК БАЛЕТ КИНО ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО ФОТОИСКУССТВО ЭСТРАДА ГРАФИКА
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях. Искусство Украшает мир Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни Осмысливает и преобразовывает жизнь Восстанавливает в сфере духа гармонию
Тема 4. Наука в современном обществе Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека Система наук Естественные науки Общественные науки Технические науки
Тема 5. Наука в современном обществе Задание B3 ( 5-7 мин.) Установите соответствие между примерами наук и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ А) биология 1) естественные науки Б) история 2) общественные науки В) политология Г) химия Д) правоведение Е) физика Запишите в таблицу выбранные цифры Задание B3 ( 5-7 мин.) Установите соответствие между примерами наук и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ А) биология 1) естественные науки Б) история 2) общественные науки В) политология Г) химия Д) правоведение Е) физика Запишите в таблицу выбранные цифры АБВГДЕ Ответ:
Тема 6. Религия, её роль в обществе Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения Типология религий Родоплеменные примитивные верования Национальные государственные Мировые религии Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия Иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм Буддизм, христианство, ислам
Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающему миру Основные понятия, с помощью которых наука о морали- этика (от греч. etros-обычай) – объясняет смысл мора ли ДОБРО ДОЛГ СОВЕСТЬ Высшее проявление добра МИР ЛЮБОВЬ
Тема 8. Гуманизм Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье
Тема 8. Гуманизм Включает в себя благожелательность сочувствие и доверие самопожертвование честность скромность великодушие уважение искренность
Тема 9. Патриотизм, гражданственность Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры
Ссылки на картинки : info.com.ua/news_thumbs/knf0ca671c361d a8691fe2e8d55_80 0. jpg b064af5d6bf17d1b.jpg fotki.yandex.ru/get/6201/ /0_6150b_97d0ebd2_XXL.jpg fotki.yandex.ru/get/6201/ /0_6150b_97d0ebd2_XXL.jpg ://img368.imageshack.us/img368/4061/hppavilionfu9. jpg 92900b86ef1b/Statuya-Buddy.jpg 92900b86ef1b/Statuya-Buddy.jpg JPG 02/ _bibliya.jpg 02/ _bibliya.jpg
Ссылки на картинки: 8f87a60b82b6/original.jpg 8f87a60b82b6/original.jpg первый-класс-286x300. jpg первый-класс-286x300. jpg s_Praxiteles1.jpg.html s_Praxiteles1.jpg.html jpg ix_mp ix_mp wix_mp_256 wix_mp_256 jpg
Источники информации: П.А. Баранов. Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М П.А. Баранов. 300 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. Астрель.М Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА. ФИПИ Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010 г.