Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» Подготовила: Хайретдинова Р.Г., учительница МОУ «Кунашакская СОШ»
Тема урока: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Словарная работа Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею. Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею. Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве. Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве. Ветла – вид ивы. Ветла – вид ивы. Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных; Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных; 2. Легкомысленный пустой человек (разг.) 2. Легкомысленный пустой человек (разг.) Интерьер – внутреннее помещение в здании. Интерьер – внутреннее помещение в здании. Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию. Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
«Произведение искусства - прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл.» Паустовский К.Г.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Подумайте. Какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях? « «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота»
«Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».
«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший. Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший. Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи»
Катерина Петровна молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, - и все перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле… Тихон выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать
Письмо Катерины Петровны дочери: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»
Домашнее задание: Ответьте письменно на вопросы: Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»? Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?